В начале 80-х годов прошлого столетия Блэки Лолесс (Blackie Lawless) был одной из наиболее скандально известных фигур в рок-н-ролле. Его группа "W.A.S.P." была в статусе новых королей «шок-рока». Название первого сингла группы "Animal (Fuck Like A Beast)" вызвало столько споров и вопросов, что их звукозаписывающая компания EMI отказалась выпускать альбом в Великобритании, предоставив это независимому лейблу Music For Nations. Концертные шоу группы также были полны эпатажа и хаоса: музыканты бросали в публику сырое мясо, а на сцене была привязана обнаженная женщина к дыбе.
Поговаривали, что название группы ("W.A.S.P.") означало «Мы – Сексуальные Извращенцы» (We Are Sexual Perverts). А больше всего настораживало то, что между ног у Блэки Лолесса был закреплён бандаж в форме куска лезвия от циркулярной пилы.
W.A.S.P. в свои лучшие годыС тех пор прошло немало лет, и Блэки многое повидал. Настоящее имя Блэки – Стивен Эдвард Дьюрен, родился 4 сентября 1956 года в Статен-Айленд, в Нью-Йорке и до сих пор является лидером W.A.S.P. Но сам Блэки, как и его группа, сильно изменился. Новый альбом коллектива ‘Golgotha’ получился более хард-роковым по сравнению с ранними работами, а тексты теперь о больших переменах в личной жизни Блэки Лолесса – о том, как он вновь пришёл к Богу и обратился в христианство.
Неожиданная ирония запутанной судьбы в истории человека, чья группа когда-то держала в страхе Божьем всю Центральную Америку. Но как говорит сам Лолесс, у этой истории теперь счастливый конец…
- Ты тот самый парень из W.A.S.P. Ты снова пришёл к вере и христианству. Есть ли здесь внутренний конфликт?
- Все верно, но если люди внимательно послушают новый альбом, они, возможно, изменят свою точку зрения на этот счёт.
- Что означает название альбома?
- Голгофа в переводе с еврейского означает – «лобное место/место черепа». Так называется скала, на которой был распят Христос. Скала эта до сих пор существует и выглядит как череп человека.
- Это твоё послание, которое ты хотел передать на этом альбоме?
- Нет никакого послания. Я просто хочу заставить людей задуматься. Я занимаюсь этим последние 25 лет – пытаюсь заставить людей задуматься. Если вспомнить альбом 1989 года "The Headless Children", там в первой строчке говорится: «Отец, приди и спаси нас от этого безумия / Бог-создатель, скажи нам, мы ослепли?». Я даже тогда об этом говорил, хотя не совсем осознанно.
- Как бы ты описал перемены в своей жизни – это духовное возрождение или возвращение к христианству?
- Интересный вопрос – я задаю себе его уже последние десять лет. Иногда мне кажется, что это духовное возрождение, но потом я вспоминаю свою юность и думаю, что нет – это лишь логическое продолжение моего жизненного пути. С точки зрения Библии, если посмотреть на истории вроде блудного сына, мы увидим невероятное падение человека, но, тем не менее, он смог вернуться к Богу. Если это действительно так, то я, безусловно, подхожу под это определение.
- Был ли для этого какой-то определяющий момент?
- Не сказал бы. Ничего плохого не произошло. Я к этому шёл постепенно. В одночасье это не случилось.
- А что произошло с тобой в юности?
- Когда я ушёл из церкви, мне было восемнадцать лет. Я ушёл, потому что не понимал концепцию религии. Позже я понял, что религия - это всего лишь плод человеческого воображения. И я не хотел иметь ничего общего с этим, поэтому ушёл из церкви и переехал в Калифорнию, отдалившись от религии настолько, насколько это было возможно. И двадцать лет я постоянно бился лбом в стену, думая, что я злюсь на Бога.
- А что случилось потом?
- Одним утром я проснулся и понял, что больше не злюсь на Бога. Я злюсь на Людей и на то, что они пытались вдолбить мне эту религию и веру. И когда я начал приходить к вере, я понял, что не было на этой планете человека более антирелигиозного, чем сам Иисус Христос. Посмотри, что он говорил религиозным правителям и священникам своего времени – он просто бранил этих парней.
- Значит твоя вера – это полностью личное?
- Абсолютно. Моя вера сосредоточена на Иисусе Христе и Библии и всё. Ничьё мнение меня не интересует. Если люди хотят об этом говорить, тогда хорошо. И не надо начинать высказывать своё мнение и идею. Если твои слова не подтверждены строчками из Библии, я не хочу об этом знать.
- Есть старая поговорка: Не верь всему, что написано…
- Есть. Говорят, что читая Библию, ты читаешь книгу, написанную людьми. Может быть, это так, но всего таких книг 66 и написаны они 44 различными авторами с разницей в две сотни лет и на более чем трёх различных континентах, но большинство этих ребят друг друга не знали, однако видно, что они заканчивают предложения друг друга. Невозможно представить, что кто-нибудь из них написал бы Библию без божественного вдохновения.
- Ты в этом абсолютно уверен?
- Мне пришлось ответить на этот вопрос раз и навсегда: правда ли это? И я начал копаться и изучать Библию, и однажды я понял: я читаю живое слово живого Бога.
- Когда это случилось?
- Десять лет назад.
- Именно тогда ты перестал исполнять песню "Animal (Fuck Like A Beast)" на концертах W.A.S.P.?
- Да. Я тогда вернулся к вере и сказал: «Хватит – я не могу стоять на сцене и петь об этом». В Библии есть строчка, в которой говорится: «Никакое гнилое слово да нисходит с уст ваших». Песня эта появилась в моей жизни не просто так – я хотел раззадорить родительский комитет PMRC и сделать так, чтобы о группе заговорили во всём мире, а затем объявить всему миру о том, что я больше никогда не буду исполнять эту песню.
- Ты перестал её исполнять, чтобы сделать заявление.
- Именно. Тишина может оглушить. Она словно чудо.
- Давай вспомним 1984 год и ваш первый концерт в Великобритании. У тебя между ног тогда был кусок лезвия от пилы, ты бросал куски мяса в фэнов и устраивал садомазохистские обряды с женщиной, привязанной к дыбе – что ты думаешь по поводу всего этого сегодня?
- Дай я расскажу тебе, что случилось в 1989-м году. Мы работали над альбомом "The Headless Children" и я тогда думал совершенно о других вещах. Мы угнали лодку и намеренно плыли к морю. И вот как-то вечером я прихожу в клуб, а там показывают по большому экрану наш концерт 1984 года в Лондоне в клубе Lyceum. Я не видел это видео с тех пор, как мы его сняли, и я был поражён тем, что увидел. Было такое ощущение, будто я наблюдал за кем-то другим. Я впервые увидел нас так, как видит остальной мир. И я не имею в виду людей, которым мы нравились – я имею в виду критиков и тех, кто нас боялся. И потом я понял, почему они нас боялись.
- А что, по-твоему, вызывало тот страх?
- Когда смотришь, как некоторые группы пытаются шокировать и эпатировать публику, всё это кажется напускным. Когда я смотрел то видео, я увидел на экране ребят, жутко разозлённых на весь мир, и вот об этом я и подумал. Всё это было искренне, и я подумал: «А неудивительно, что все они нас боятся».
- Ты сказал, вы были разозлены на весь мир. Почему?
- Потому что не могли попасть туда, куда хотели. И на первых двух альбомах мы вымещали это на остальных. Даже на публике. Каждый концерт для нас был словно бой тяжеловесов – мы выходили на сцену, чтобы размазать их мозги по стенке.
- Раньше W.A.S.P. были настоящей шокирующей командой. Был ли в этом какой-то скрытый смысл?
- Сегодня это может звучать немного глупо, но я считал, что мы тогда высказывались против общества. Сам шок-рок меня никогда не волновал, цель была не в нём. Честно говоря, я думал, что это даже скучно. Мы кстати довольно быстро от этого ушли.
- Образ группы и шоу на сцене были весьма вызывающими – чувствовал ли ты, что до вашей музыки никому нет дела?
- Именно. Когда мы впервые приехали с гастролями в Великобританию, больше всего меня шокировало то, что никто не говорил о пластинке (дебютном одноимённом альбоме W.A.S.P.). Я давал интервью журналистам, и никто не спросил меня про альбом – все спрашивали про шоу. Теперь эта пластинка считается «классикой», но тогда всем на неё было наплевать.
- Но много разговоров, однако, было про твоё лезвие от циркулярной пилы. Разве ты как-то не сказал, что тебе пришлось заморозить яйца, чтобы надеть эту конструкцию?
- Ха-ха. Нет, никогда такого не слышал.
- Стало быть, это всё выдумки.
- Похоже на то. Но мне нравится.
- Эта штуковина всегда казалась жутко неудобной.
- Так и есть. Когда я впервые встретил Лемми, он мне сказал: «Как ты сидишь с этой штуковиной?». Я ему говорю: «А я и не сижу. Я с ней только стою». Я сейчас тебе скажу абсолютную правду: если я мог найти в парке скамейку с отверстиями, я садился. А если не мог – не садился!
- Раньше у вас в группе был настоящий дикарь – гитарист, похожий на Чубаку – Крис Холмс. Вы с ним были близкими друзьями или просто двумя парнями, играющими в группе?
- До W.A.S.P. у нас с ним была группа Sister, и тогда мы были ближе. Но когда мы подписали контракт с EMI, нашим менеджером был Род Смоллвуд (менеджер Iron Maiden). И мы такие: «Э, теперь это бизнес. Теперь мы деловые партнёры». Мы с Крисом были яростными ребятами, но он срывал свою злость не так как я.
- Он признавал, что алкоголик?
- Да. Поэтому мы с ним сильно отдалились друг от друга.
- О проблеме Криса стало известно из документального фильма 1988 года «Закат Западной Цивилизации, часть 2: Годы Хэви-Метала». В фильме есть самая известная сцена: Крис сидит на надувном матрасе у себя в бассейне, а его пожилая мама смотрит, как он залпом глушит бутылку водки…
- Я тебе расскажу полную историю, чтобы прояснить (смеётся). Наш директор Пенелопа Сфирис была моей подругой, и она придумала устроить дебаты тет-а-тет между мной и Типпер Гор (одна из основателей Родительского Комитета PMRC). Наш спор должен был стать центральной сценой всего фильма. Но её муж (сенатор Эл Гор) решил, что попробует себя в качестве кандидата на пост президента, и однажды перед тем как мы собирались снимать эту сцену с дебатами, Типпер Гор берёт и сливается. Пенелопа звонит мне в панике. «Есть идеи?». Я говорю: «Нет – тот эпизод должен был стать настоящей бомбой». И она мне через некоторое время перезванивает и говорит: «Ты не против, если я возьму интервью у Криса?». Я поговорил об этом с Родом Смоллвудом. Он спросил меня, что я по этому поводу думаю. И тогда родилась самая известная строчка. Я сказал: «А насколько плохо всё может быть?».
- И?
- И я сказал Пенелопе: «Бери».
- И как ты отреагировал, когда увидел этот фильм?
- Я посмотрел тот эпизод и ужасно психанул. Тут же позвонил Пенелопе и сказал: «Ты должна это вырезать! Весь эпизод!» И она ответила: «Не могу – я уже отправила материал для показала в театрах». Вот и всё.
W.A.S.P. на сцене
- Крис Холмс ушёл из группы в 1989-м году, вернулся в 1996-м и затем снова ушёл в 2002-м. Ты с ним с тех пор держишь связь?
- Честно сказать, я не особо в курсе, чем он сейчас занимается. Я только слышал, что он выпустил пластинку.
- Оглядываясь на свою карьеру, чувствуешь ли ты, что доказал людям их неправоту?
- Я об этом не думаю. Как артист, ты просто пытаешься двигаться вперёд маленькими шажками, а там уж будь, что будет.
- А что ждёт тебя и группу дальше?
- Прочитай мой ответ на предыдущий вопрос. Я не загадываю вперёд. Меня направляет святой дух.
- Жалеешь о чем-нибудь?
- Ну, всё происходит для чего-то. Сначала ты идёшь к цели, а потом её добиваешься. Ничего не изменить, даже если о чем-то и жалеешь. И если всё заканчивается хорошо, то я думаю, это и есть то, к чему мы стремимся
.
- И это счастливый конец для Блэки Лолесса?
- Ну, пока да. Вспоминается строчка из старой песни Фрэнка Синтары ‘My Way’: «Сожалел ли я о чем-то? Да, но не о многом».
Журнал "Classic Rock"
Ноябрь 2015 г