"Very 'Eavy Very 'Umble" (Очень тяжелый, очень скромный) — такое заглавие получил дебютный диск группы, который вышел 19 июня 1970 года. Именно эту дату музыканты "Uriah Heep" считают днем рождения команды. За почти 30-летнюю историю группы в ее составе наблюдалась довольно ощутимая "текучка кадров". Более двадцати лет назад ушел в мир иной басист Гэри Тэйн. В 1985-м скончался вокалист Дэвид Байрон, покинувший "Uriah Heep" еще в 1976 году. В 1980-м ради сольной карьеры группу оставил клавишник Кен Хенсли, который сейчас чаще всего выступает в качестве пропагандиста продукции фирмы "St. Louis Music", выпускающей концертные усилители "Ampeg" и "Crate". А ведь именно Гэри, Дэвид и Кен определяли классический саунд "Uriah Heep", запомнившийся по таким альбомам, как "Look At Yourself" (1971), "Demons And Wizards" (1972), "The Magician’s Birthday" (1972), "Sweet Freedom" (1973) и "Wonderworld" (1974). Среди нынешних участников группы лишь Мик Бокс играет в ней со дня ее основания. Немного меньший "хиповский" трудовой стаж у барабанщика Ли Керслэйка. Он примкнул к "Uriah Heep" в ноябре 1971 года и с тех пор лишь около года провел на стороне — в команде Оззи Осборна. Три четверти срока существования группы за ее бас-гитарные партии ответственен Тревор Болдер. А вокалист Берни Шоу и клавишник Фил Лэнзон присоединились к "Uriah Heep" в 1976 году.
Именно тогда началось становление обновленного звукового имиджа команды. А вскоре она стала обретать и "второе дыхание". В конце 1987-го состоялись десять триумфальных концертов группы в московском концертно-спортивном комплексе "Олимпийский", которыми она протоптала дорожку в Советский Союз для других западных рок-составов. Выступления в Стране Советов сослужили "хипам" добрую службу. Ведь, по словам Бокса, в родимой Британии некоторые в то время считали, что "Uriah Heep" в полном составе покоятся на кладбище. Промоутеры стали наперебой приглашать группу на гастроли, а ее выступление на Рэдингском фестивале 1988 года было признано одним из лучших. Появились и новые студийные альбомы команды: "The Raging Silence" (1989), "Different World" (1991), "Sea Of Light"(1995) и "Sonic Origami" (1998). Справедливости ради стоит отметить, что вошедшие в них композиции все же не несут жар творчества высшего порядка, чем отличались хиты "Uriah Heep" первой половины 70-х.
А теперь разберемся: чем они легендарные и почему они "Uriah Heep". Хочу сказать, что ничего хипового в 'Хипах' нет, название позаимствовано из литературной классики, из романа Чарльза Диккенса "Давид Копперфильд". Позвольте блеснуть ученостью и привести цитату: "Он показал на Юрайю. Бледный, застигнутый врасплох, тот с яростью сверкал глазами из какого-то угла. "Посмотрите на моего мучителя, - продолжал мистер Уикфильд, -- из-за него я мало-помалу потерял свое имя, репутацию, мир и покой, дом и семейный очаг. Взгляните на него, поглядите -что это за человек!" Конец цитаты. Другими словами Юрайа, литературный персонаж - человек подлый и расчетливый. Диккенс, этот Достоевский английской жизни, каленым пером своим выжег в национальном сознании образ бесхребетного подлеца. Трудно придумать для рок-группы лучшее название - оно сразу же вызывает доверие у всех двоечником мира!
Пару слов об имени диккенсовского персонажа. Хип - это фамилия. Подобно тому как принц Хамлет стал Гамлетом, а город Хэстингс стал Гастингсом, в романе Юрайа Хип фигурирует как Урия Гип. Когда-то Ломоносов Ньютона называл Невтоном. Это я к тому, что в переводе имен -- тенденция к тому, как они звучат, а не как пишутся. Поэтому и персонажа и группу мы с полным синтаксическим право можем называть так, как они звучат на родном, английском - 'Юрайа Хип'. Имя Юрайа - библейское, ветхозаветное. В Библии такая цитата: "И пришел к нему Урия и расспросил его Давид..." Ну, и так далее. В викторианской Англии модно было заимствовать имена младенцев из библейских писаний. Впрочем, и в России - тоже, вспомните всех этих Аввакумов, Мафусаилов и Авессаломов. Покончив с именем, перейдем к легенде "Uriah Heep", которая начала складываться ровно 30 лет назад.
История "Uriah Heep" уходит корнями в далекий 1967 год, когда в английском городке Уотамстоу 20-летний гитарист Мик Бокс собрал свою первую группу под названием "The Stalkers" ("Сталкеры"). Когда "Сталкерам" на замену ушедшему певцу нужно было найти нового, барабанщик предложил кандидатуру своего кузена, по-нашему двоюродного брата, Дэвида. Дэвид был в приятельских отношениях с музыкантами, частенько пивко вместе пили. Дружить то он дружил, а на сцену выходить опасался. Мик Бокс в конце концов его уговорил: после нескольких кружек, набравшись храбрости пивной Дэвид заголосил в микрофон отрепетированное и участь нового вокалиста была решена. Фамилия Дэвида по метрике - Гаррик, Дэвид Гаррик. Чем-то она ему не нравилась, тогда то он и позаимствовал у классика романтической эпохи, поэта-аристократа свой звучный псевдоним - Байрон.
Бокс и Байрон к тому времени почувствовали себя достаточно уверенно и решились на судьбоносный шаг: из любителей перешли в профессионалы, другими словами, бросили дневную работу и полностью перешли на музыкантские харчи. Свою новую группу они назвали "Spice" ("Специи", "Пряности" или "Приправы") - ну, знаете: перец, корица, имбирь. Это потому что в английском есть выражение - когда жизнь скучна и однообразна, говорят, что специй в нее надо добавить. Они поместили в газете объявление, что, мол, ищем барабанщика, легкого на подъем -- неженатого, без невесты. Из нескольких кандидатов выбрали одного, его звали Алекс Напир. На репетицию приходил с какой-то девушкой. "Это, - говорит, - моя сестра". Потом, когда уже в группу взяли, выяснилось - не сестра она ему, а жена, ну, да уж поздно было. Басист Пол Ньюман пришел из команды "The Gods" ("Боги").
Состав был укомплектован. Так, а что играть? Проще всего, чтобы понравиться публике, надо играть всем знакомое, большинство начинающих групп так обычно и делают. "The Spice", наоборот, играли малоизвестное, кое-что из собственного сочинения добавляли. Поначалу из-за этого дело шло со скрипом, публику свою пришлось завоевывать от концерта к концерту, пока не образовалась своя собственная толпа. Отец басиста, Пола Ньюмана, был поначалу чем-то вроде менеджера - звонил, заделывал концерты, организовывал. К 1969 году удалось уже выйти на уровень лондонских клубов типа "Марки", однако для качественного броска вперед нужен был иной тягач, для взлета требовался другой пламенный мотор. Таким человеком стал Джерри Брон. Джерри был менеджер и продюсер, владелец фирмы, который согласился приехать и посмотреть на выступление группы. Ему понравилось, вскоре был подписан контракт - поначалу только на выпуск пластинок. Потом, познакомившись с ребятами поближе, он решил взять на себя и менеджерские обязанности. Фирма Джерри Брона называлась "Хит Рекордз", у нее были рабочие взаимоотношения с корпорацией "Philips", конкретно - с лейблом "Vertigo". Все четверо музыкантов прикатили в Лондон на запись в студию "Лэнсдаун".
Стоял конец 1969 года, Англия отмечала столетие смерти Диккенса: мемориальные статьи в газетах, передачи по радио и телевидению - тогда то Джерри Брон и предложил новое название для группы - "Uriah Heep", по имени персонажа из романа "Давид Копперфильд", бесхребетного кляузника и подлеца. Другим нововведением было увеличение состава, в группу вошел клавишник. "Мы записали уже половину первой пластинки, - вспоминает Мик Бокс, - и поняли, что нам в звучании чего-то не хватает. Я давно был поклонником "Vanilla Fudge", у них такой специфический звук органа "Hammond", а поверх него - парящая гитара. В сочетании с пронзительным, вибрирующим тенором Дэвида Байрона звук у нас получался - что надо." Конец цитаты. Поначалу клавишника просто вызывали на запись, а потом басист Пол Ньюман предложил своего приятеля, Кена Хензли, с которым он когда-то играл в группе "The Gods". В тот момент Хензли играл не на клавишных, а на гитаре с довольно известной командой под названием "Toe Fat", в переводе -- "Жир на большом пальце ноги". То, что Хензли услышал на репетиции, его убедило, он дал свое согласие.
"Come Away Melinda" - композиция с первого альбома "Uriah Heep", и он назывался "Very Heavy... Very Humble" или, как его правильно произнести "Very 'eavy... Very 'umble" - в названии имитировался стиль самого Диккенса, воспроизводившего в прямой речи своих героев лондонский акцент кокни, а кокни букву 'h' обычно не выговаривают. Название я бы перевел как "Весьма тяжелый, но очень скромный". На этой пластинке Хензли появился поздно и участвовал в ней только как инструменталист, его композиторским талантам суждено было развернуться на следующих пластинках. Во время записи первого альбома ушел барабанщик Алекс Напир -- тот самый, который жену выдавал за сестру. Видимо, в цыганской жизни рок-музыканта не оказалось места для семьи, на замену ему пришел Найджел Олссон, который вообще то работал с Элтоном Джоном, но Элтон только закончил запись своей первой пластинки и Найджел был свободен. Первый альбом "Uriah Heep", "Very 'eavy... Very 'umble", вышел в свет в июне 1970 года, в Америке он назывался просто "Uriah Heep". На обложке - типичная картинка из фильмов ужасов: мертвяк с открытым ртом, лицо покрыто паутиной. В роли мертвяка позировал Дэвид Байрон, это его лицо. Он же, в содружестве с Миком Боксом написал большую часть песен, положивших начало золотому фонду "Uriah Heep", даже и не подозревавших тогда - сколько лет им придется потом играть и петь их по городам и весям земного шара.
(c) 2001 Dynamite Music Gro
URIAH HEEP - УЧАСТНИКИ ГРУППЫ
Мик БОКС - гитара / вокал - играет в URIAH HEEP со дня основания группы, а также является единственным участником группы, проигравшем в ней бессменно в течение двадцати двух лет, которые пролетели, как мгновения.
Будучи подростком, он играл в различных местных Лондонских командах, затем организовал свою собственную группу The STALKERS, после чего объединил усилия с Дэвидом БАЙРОНОМ, с которым впоследствии сформировал группу SPICE. После того, как они стали любимцами публики в клубе, где выступали, их группа с 1970 г. стала называться URIAH HEEP и ими был заключен договор с BRONZE RECORDS. В течение двух следующих десятилетий группа продала более тридцати миллионов копий своих альбомов.
Ли КЕРСЛЕЙК - ударные / вокал - ”URIAH HEEP - это моя жизнь”,- сказал как-то Ли КЕРСЛЕЙК, и в самом деле, он отдал группе весомую часть своей музыкальной энергии. До того, как присоединиться к группе в 1971 г., Ли играл в группе The GODS с Грегом ЛЕЙКОМ (игравшем впоследствии в группе ELP) и бывшим клавишником и автором песен URIAH HEEP Кеном ХЕНСЛИ; в группе TOE FAT, с Клиффом БЕННЕТТОМ, известным по REBEL ROUSERS, а также в своей собственной группе NATIONAL HEAD BAND.
Ли покинул URIAH HEEP на пару лет, чтобы вместе с Оззи ОСБОРНОМ сформировать группу BLIZZARD OF OZZ, с которой он записал одноименный альбом и альбом ”Dairy of a Madman”, обе эти пластинки стали ”двойными платиновыми” и вошли в десятку лучших по всему миру. В URIAH HEEP он вернулся в 1982 г.
Тревор БОЛДЕР - бас / вокал - провел четыре года в группе Дэвида БОУИ SPIDERS FROM MARS, в течение этого времени он ездил с ними в турне и принимал участие в записи альбомов ”Ziggy Stardust”, ”Hunky Dory”, ”Aladdin Sane” и ”Pin-Ups”, все пластинки стали ”платиновыми”.
Он пришел в URIAH HEEP в 1976 г., записал вместе с группой четыре альбома, затем покинул команду на два года, играя в группе WISHBONE ASH, записав с ними альбом ”Twin Barrels Burning”.
Тревор вернулся в URIAH HEEP в 1983 г., до того, как группа отправилась в совместное с DEF LEPPARD турне по США со своим новым альбомом ”Head First”.
Берни ШОУ - вокал - в 1979 г. пришел в группу GRAND PRIX, всего несколько месяцев спустя после переезда в Великобританию. Проведя в группе два года, в течение которых был выпущен альбом на RCA, он ушел в группу PRAYING MANTIS вместе с бывшим барабанщиком IRON MAIDEN Клайвом БЁРРОМ. После того, как название группы поменялось на STRATUS и в Японии был записан альбом для CBS, группа распалась. Прощальный концерт группы в зале LONDON MARQUEE послужил, тем не менее, хорошим поводом для Берни принять предложение присоединиться к URIAH HEEP в 1986 г.
Фил ЛЭНЗОН - клавиши / вокал - был одним из основателей группы GRAND PRIX и соавтором трех их альбомов вплоть до 1984 г., когда вокалист Робин МакАУЛИ покинул группу, создав свою собственную, под названием FAR CORPORATION, а затем соединился с бывшим гитаристом UFO Майклом ШЕНКЕРОМ в группе MSG.
В течение 1985 г. Фил совершал турне по Австралии с группой SWEET, записав с ними позднее концертный альбом ”Live at the Marquee”, куда также вошли три студийные композиции, написанные в соавторстве. Затем он присоединился к группе SAD CAFE, с которой провел турне по Великобритании, после которого вокалист Пол ЯНГ сформировал совместно с Майком РУТЕРФОРДОМ из GENESIS группу MIKE AND THE MECHANICS. После кратковременного возвращения в SWEET для участия в следующем Австралийском турне, он присоединился к URIAH HEEP в 1986 г., приняв участие в трехмесячном турне по Соединенным Штатам и Канаде.
Дискография
1970 June ...VERY 'EAVY ...VERY 'UMBLE (a.k.a. URIAH HEEP)
1970 July Gypsy
1970 November Wake Up (Set Your Sights)
1971 January High Priestess
1971 January SALISBURY
1971 March Lady In Black
1971 September LOOK AT YOURSELF
1971 December Look At Yourself
1972 February I Wanna Be Free
1972 May DEMONS AND WIZARDS
1972 June The Wizard
1972 July Easy Livin'
1972 November THE MAGICIAN'S BIRTHDAY
1972 Sunrise
1973 January Sweet Lorraine
1973 May URIAH HEEP LIVE
1973 May July Morning (Live)
1973 September SWEET FREEDOM
1973 October Stealin'
1974 June WONDERWORLD
1974 August Something or Nothing
1974 THE BEST OF URIAH HEEP (Canadian version)
1974 THE BEST OF URIAH HEEP VOLUME 2 (Canadian release)
1975 May RETURN TO FANTASY
1975 June Prima Donna
1975 November THE BEST OF URIAH HEEP (UK version) a.k.a. THE BEST OF... PART 1
1976 THE BEST OF URIAH HEEP (US version)
1976 May HIGH AND MIGHTY
1976 June One Way Or Another
1977 February FIREFLY
1977 April Wise Man
1977 September INNOCENT VICTIM
1977 October Free Me
1978 September FALLEN ANGEL
1978 October Come Back To Me
1978 Love Or Nothing
1980 January Carry On
1980 February CONQUEST
1980 June Love Stealer
1981 January Think It Over
1982 February The Abominator Junior EP
1982 March ABOMINOG
1982 May That's The Way That It Is
1983 May HEAD FIRST
1983 June Lonely Nights
1983 August Stay On Top
1985 March Rockarama
1985 March EQUATOR
1985 May Poor Little Rich Girl
1985 ANTHOLOGY (Raw Power label)
1986 April ANTHOLOGY VOLUME ONE (Legacy label)
1987 March LIVE IN EUROPE 1979
1988 July LIVE IN MOSCOW
1988 September Easy Livin' (live)
1988 December Lady In Black (from Anthology)
1988 POWER TO THE ROCKERS
1988 THE COLLECTION (Canadian version)
1988 COLLECTION (Legacy label)
1989 February RAGING SILENCE
1989 April Hold Your Head Up
1989 July Blood Red Roses
1989 August THE COLLECTION (UK version)
1990 April STILL 'EAVY, STILL PROUD: TWO DECADES OF URIAH HEEP
1990 June TWO DECADES IN ROCK
1991 February DIFFERENT WORLD
1991 Different World
1991 October ECHOES IN THE DARK
1991 November EXCAVATIONS FROM THE BRONZE AGE
1992 January RARITIES FROM THE BRONZE AGE
1994 July LIVE
1994 July THE LANSDOWNE TAPES
1995 January LADY IN BLACK
1995 May SEA OF LIGHT
1995 May FREE ME
1995 Dream On
1996 August A TIME OF REVELATION
1996 October THE BEST OF... PART 1
1997 May KING BISCUIT FLOWER HOUR
1997 November THE BEST OF... PART 2
1998 September CLASSIC HEEP: AN ANTHOLOGY
1998 SONIC ORIGAMI
1999 Across The Miles
1999 July 20 SPELLBINDER
1999 LIVE AT SHEPPERTON '74
1999 "TRAVELLERS IN TIME" ANTHOLOGY VOL. 1
2001 March 19 ANTHOLOGY VOLUME II: BLOOD ON STONE
2001 April 17 FUTURE ECHOES OF THE PAST
2001 Come Away Melinda
2001 August 14 EMPTY THE VAULTS: THE RARITIES
2001 August 14 COME AWAY MELINDA: A COLLECTION OF CLASSIC URIAH HEEP BALLADS
2001 August THE BEST OF URIAH HEEP: THE MILLENIUM COLLECTION
2001 September ELECTRICALLY DRIVEN (a.k.a. SAILING THE SEA OF LIGHT)
2001 Lady In Black (from Electrically Driven)
2002 July 15 YOU CAN'T KEEP A GOOD BAND DOWN
2003 February 24 THE VERY BEST OF URIAH HEEP
2003 June 30 THE GOLDEN PALACE
2003 July 7 THE ULTIMATE COLLECTION
2004 March 30 MAGIC NIGHT
2004 November 16 GOLD FROM THE BYRON ERA
2005 April 19 INSIDE URIAH HEEP: THE HENSLEY YEARS 1970-1976
2005 May 31 INSIDE URIAH HEEP: THE HENSLEY YEARS 1976-1980
2005 October 3 CHAPTER & VERSE
2006 WAKE UP: THE SINGLES COLLECTION