Карьера музыканта полна неожиданных поворотов, и ни одна гадалка в мире не сможет предсказать, что случится с музыкантом года через два-три. В жизни Сергея Маврина последние три года больше походили на калейдоскоп - летом 2002 года он присоединился к группе Кипелов, с которой объездил всю страну, заново переписал свой старый хит "Я свободен", который до сих пор не выходит из эфира даже очень далеких от рока радиостанций, выпустил концертник "Путь наверх" на CD и DVD, а в конце 2004 года объявил об уходе из коллектива. В то же самое время сольный состав Сергея выпустил потрясающий альбом "Запрещенная реальность", расстался с вокалистом Артемом Стыровым, а потом и с басистом Алексеем Харьковым (последний предпочел остаться в группе Кипелов), затем снова принял в свои ряды Артема и выпустил еще один великолепный релиз - мини-альбом "Обратная сторона реальности". Если вы уже запутались в причинах и последовательности событий, вам поможет это интервью, взятое вскоре после первого концерта группы Маврик в обновленном составе. Мы встретились с Сергеем в московском клубе "Ю-Ту", именно там, где уже однажды общались с Сергеем три года назад, причем сам клуб за это время успел закрыться и открыться заново, да и мы сменили место работы. Впрочем, это все в прошлом, а интервью - здесь и сейчас…
Когда мы с Вами говорили три года назад, Вы говорили, что против параллельной работы в двух и более группах. Тем не менее, Вы в итоге приняли предложение Кипелова и стали участником его группы…
Я и сейчас такую работу не поддерживаю. Я испытал это на себе и еще раз сделал вывод, что невозможно совмещать работу в двух коллективах, если только ты не сессионный музыкант. Профессиональные сессионщики знают, как это делать, они умеют работать в пяти группах сразу - пришел, отыграл и забыл. Я так не могу, у меня не получилось, и я на своем примере доказал, что невозможно совмещать работу в двух группах, тем более, в таких востребованных, которые требуют творческой отдачи.
Насколько сложно было после столь большого перерыва снова выходить на сцены дворцов спорта и прочих больших площадок?
…И наоборот, после стадионов опять в клубы! (Смеется). Совершенно нормально, я к этому привык. Я на сцене уже 20 с лишним лет, повидал и футбольные поля, и небольшие клубы, и я совершенно нормально адаптируюсь. Везде есть свои прелести, свои совершенно разные ощущения. Стадион - это масштабное представление, бешеная энергетика, лавина энергии, которая может тебя раздавить, если ты не подготовлен. А клуб - это совершенно другое состояние, несколько домашнее. Очень полезно это мешать, не оставаться надолго ни там, ни там.
Вы сказали, что если к стадионному концерту не подготовишься, то энергия тебя раздавит. Как нужно к нему готовиться?
В первую очередь, нужен опыт. Мои первые стадионные концерты были, когда я пришел в Арию. По молодости это очень легко переносится, мне было абсолютно все равно, куда выходить, что на сцену клуба "два на четыре", что на стадион. С годами, чем больше об этом думаешь, тем сложнее это переносить. У меня был очень большой перерыв в работе перед большими аудиториями, и я помню, когда мы, еще с Артуром Беркутом, вышли на "Байк-Шоу". Перед нами было огромное количество народа, и в первые минуты было несколько не по себе, но потом все стало на свои места. Это опыт, конечно.
Если сравнивать Ваше поведение на сцене на концертах Кипелова и Вашей собственной группы, у Кипелова Вы всегда выглядели более серьезным и сосредоточенным, в то время как на сольных концертах Вы всегда более активный, больше отрываетесь. Почему так получается?
Я слышал такие мнения, поэтому не буду спорить. Наверное, так оно и есть. Все-таки это моя группа, я себя более комфортно чувствую. У Кипелова тоже были свои прелести, та же ностальгия - я с удовольствием исполнял старые "арийские" песни настолько долго, насколько мог. Но в своей группе у меня совершенно особенное состояние, это мне ближе и родней.
Как получилось, что в старых "арийских" вещах Вы взяли на себя партии Владимира Холстинина, а не свои собственные?
Это всего лишь в нескольких песнях - "Тореро" и "Герой асфальта". В "Герое асфальта" был выбор, была возможность играть и свое соло, но тогда в группе был Сергей Терентьев, он играл мое соло. Да и мне было интересно попробовать другую партию, которая мне всегда нравилась. Я их немножко переделывал на свой лад, каждый гитарист добавляет что-то свое, это нормально.
Песни Кипелова сейчас звучат на множестве радиостанций. Почему на радио так плохо берут Ваши сольные работы? Даются ли какие-то объяснения?
Все очень просто - это неформат.
Но ведь многие считают, что "Рожденные жить" специально адаптирована по звуку для радио-формата…
Нет, ничего подобного. Я никогда не стремился сделать песню именно для того, чтобы в будущем она попала на радио. Хотя по законам шоу-бизнеса это плохо. Сейчас я бы эту песню несколько подсократил, порезал бы середину. Но неформат же не столько по звуку, я не могу объяснить точную причину. Та же самая "Рожденные жить" неоднократно предлагалась на Наше Радио, переговоры ведутся и сейчас, но я, честно говоря, сомневаюсь в успехе, все-таки это не наша аудитория. Я не знаю, куда можно поставить нашу музыку.
Вопрос в целом о ситуации с радио и тяжелой музыкой. Три года назад Вы были настроены достаточно оптимистически в отношении будущего тяжелой музыки в нашей стране. Что Вы думаете об этом сейчас?
Я всегда оптимистично настроен, но есть определенные реалии. Особо ничего не изменилось, одни группы сменили другие, одну тысячу групп сменила другая, может быть, даже две тысячи. Немногие существуют более трех-четырех лет. Этой музыкой никто не занимается, у нас нет никаких промо-центров, а если и есть, то вызывают скорее улыбку. Они занимаются нашими англоязычными группами, до сих пор пытаясь продвинуть их "туда".
Кстати, а почему Вы в своей радиопередаче "Железный занавес" обязательно требуете, чтобы русская группа была русскоязычной?
Моя передача вещает на Россию, на территорию бывшего Советского Союза, то есть, на русскоязычную аудиторию. Я не могу понять, зачем здесь петь на английском языке. Тогда мне надо вести передачу на английском, зачитывать русские фамилии на английский манер, читать пресс-релизы, которые ко мне часто приходят, именно на английском языке. Я знаю совершенно точно, что англоязычная группа стремится попасть "туда", это одна из причин исполнения песен на английском языке. Но тогда им надо стремится на западные радиостанции, там их ждут. Потом, на опыте проверено - группа Catharsis изначально была англоязычной, и года четыре назад я неоднократно говорил Джеффу: "Попробуйте петь на русском! Понравится! За уши не оттянешь!". (Дружный смех). Не факт, что они именно моего совета послушались, наверное, он сам об этом задумался, и посмотрите, как сейчас изменилась ситуация. Никто не мешает группе иметь две программы - одну на английском для того, чтобы были шансы попасть туда, и другую для наших русских людей, которым приятнее слушать русский язык. Это мое мнение.
Какие критерии Вы предъявляете к группам, которые Вы ставите на радио? Помнится, несколько лет назад Ваше начальство довольно резко среагировало, когда Вы поставили в эфире группу Эпидемия…
Да, Эпидемию первого состава и Elysium. Когда я начинал вести передачу, у меня не было вообще никаких критериев, то есть, приходит музыка, я ее ставлю, и не мое дело рассуждать о том, хорошо это или плохо. Среагировало начальство, мне позвонили и попросили больше поп-музыку не ставить, потому что на Радио "Юность" ее и так достаточно. Я немножко удивился, но задумался над направленностью. Как ни крути, у меня тоже есть свой формат. Я его максимально раздвигаю, во всяком случае, из иностранных групп звучит все - от The Beatles и Creedence до Cradle Of Filth и других брутальных современных команд. К нашим группам требования у меня достаточно высокие, но не запредельные - во-первых, хорошее качество записи, это не сложно сделать в наш век освоения компьютера, во-вторых, русский язык. Ну и, наверное, какой-то профессионализм, здесь я уже сам беру на себя функцию критика. Но подхожу я очень гибко, я понимаю, что этой музыкой никто не занимается, и ребята сами правдами и неправдами делают эти записи. Однако критерии должны быть, они должны стимулировать людей стать лучше и развиваться.
Были ли случаи, когда Вам предлагали деньги за то, чтобы попасть в эфир?
Нет, у меня программа не того уровня и масштаба, я не занимаюсь радио-ротацией. Зато были случаи, когда у людей сносило крышу от первого успеха в программе "Железный занавес". Я не буду называть конкретных имен, но несколько случаев таких имело место. Было очень забавно наблюдать, как всего лишь успеха в программе достаточно, чтобы снести людям крышу.
Вы не устаете от количества музыки, которая обрушивается на Вас из-за работы на радио?
Иногда устаю. В этих случаях я просто профессионально прослушиваю записи и ставлю их, я все равно не сокращаю объем информации. А с другой стороны, это помогает всегда быть в курсе событий, всего, что происходит в мире.
Вскоре после того, как Вы с группой Кипелов переписали песни "Смутное время" и "Я свободен", на одном из форумов появилось приписываемое Вам высказывание, где Вы отзываетесь о новых вариантах достаточно критически. Но оригинал этого высказывания мы так и не нашли. Вы действительно были недовольны этими новыми вариантами?
Да, я и сейчас не отказываюсь от своих слов. В плане качества записи это вопрос спорный, все-таки та первая наша запись была, на мой взгляд, достаточно неудачной. Хотя поклонники музыки не особо разбираются, как звучат барабаны, и как звучит гитара, для них главное - песня. Но чисто в эмоциональном отношении тот вариант "Я свободен" на порядок выше современного. Это мое мнение, я имею на него право, я сравнивал две вещи и на эмоциях высказался. Я это же самое говорил своим коллегам. Но в общем, ничего страшного не произошло, новый вариант пошел в ротацию, и народ полюбил именно этот вариант.
Кто же "рулил процессом" в студии при записи этого варианта? Кто отвечал за звук?
Сергей Терентьев, это был один из его первых опытов самостоятельной работы, именно управления всей этой махиной. Если на студии Ария Рекордс они как-то делили этот процесс со звукорежиссером, с Холстининым и так далее, здесь он был предоставлен сам себе. Некоторые недоработки в записи присутствуют, но опять же… Может, мне не стоило указывать именно на качество записи, потому что о качестве рассуждают обычно музыканты, и огрехи есть у нас всех, мы все учимся. Да и на западных альбомах, если честно, огрехов полно, благодаря радио я встречался с такими вариантами… Меня больше тогда огорчил эмоциональный аспект.
Теперь давайте перейдем к "Запрещенной реальности". Вы писали этот альбом разово или по частям, в промежутках между концертами и гастролями с группой Кипелов?
И на гастролях, и в те редкие моменты, когда я бывал дома. Работа шла постоянно. Естественно, процесс усложнился тем, что я стал занят еще в одной группе, но работа не останавливалась. У меня постоянно рождаются какие-то идеи, неважно, для какого альбома - для "Реальности" или для следующего. Я уже не могу это контролировать, процесс идет, и все.
Альбом очень необычно оформлен. Вы подбирали картины Марины Юрьевой так, чтобы они соответствовали конкретным песням, или же какие-то песни писались под впечатлением картин?
Это совпадение, просто совпадение. Все началось, когда у альбома "Запрещенная реальность" тогда еще не было названия, года за два до его выхода. Марина показала мне свои картины, и я просто пришел в восторг, был поражен этими работами. Она мне сначала показала одну картину, там, где в лодочке плывут люди, и их везет человек, со спины похожий на Харона. Тогда для альбома было уже написано несколько песен, а потом, когда материал был практически готов, я выяснил, что у Марины есть еще подобные картины. Я попросил их показать и был поражен еще больше. Я спросил, можно ли все это использовать в оформлении альбома, и она согласилась. Вот когда я стал распределять их по песням, тут задача была интересная. Где-то, может, с "Падшим" настроение совпало, где-то - с чем-то еще. Песни не писались под картины, и картины не писались под песни, работа шла параллельно в разных местах Москвы.
Правда ли, что при печати оформления дизайнер перепутал местами последнюю страницу буклета и подкладку под "трей"? Якобы Вы хотели, чтобы буклет заканчивался надписью "Все" с многоточием, а на подкладке под "трей" было "Все" с вопросительным знаком, а вышло все наоборот…
Да, была такая игра: "все…" - и тут же ответ с вопросом: "Все?". А получилось наоборот: "Все?" - и точка такая: "Все…"
Честно говоря, от такого становится немного не по себе. Тем более что вскоре после выхода альбома вы расстались с Артемом Стыровым…
Да и нам было не по себе. Поиграли немножко с судьбой, но невзирая на такие недоразумения, все обернулось хорошо. Все случилось так, как и должно было быть.
Как Вы сказали, картины Марины Юрьевой на Вас произвели очень большое впечатление. Однако, на новом мини-альбоме Вы работаете уже с другим художником - Лео Хао. С чем это связано?
Это ни в коем случае не потому, что Марина меня не устраивает, как художник. Просто в этот момент мне нужен был Лео Хао. Тем более, что с ним мы познакомились очень спонтанно, в чате, он сам пришел к нам. Я знал о его работах, и просто захотелось попробовать поработать с ним. Результатом я очень доволен - все идеи, которые мы на него "вылили", он осуществил. Не факт, что следующий альбом опять будет с ним, я никогда не знаю наперед. Может быть, опять Марина примет участие, может, кто-то еще, но надо краски как-то менять.
Мы слышали, что Вы приняли гостевое участие в записи альбома еще одной группы, с которой сотрудничает Лео - The Arrow. Что Вы для них записали?
Паша Блищенко, руководитель этой группы, попросил меня сыграть соло в песне "Дай руку мне". Это известное "арийское" произведение, они его делают для альбома. У них готовится какая-то опера, он мне в двух словах объяснил. Она будет на английском языке, в записи принимал участие вокалист группы Blind Guardian, Артур Беркут и другие. Я подумал: "Почему нет?", и сыграл соло. Сделал это от души, с удовольствием - я до сих пор человек ностальгический.
Как началось Ваше сотрудничество с Анной Балашовой и Юлией Кей? Насколько мы понимаем, они были Вашими поклонницами и просто прислали Вам свои тексты…
Да, с этими двумя интересными, на мой взгляд, поэтессами, я познакомился благодаря программе "Железный занавес". Они писали мне письма, присылали стихи. В адрес программы приходит очень много стихов, их шлют в огромных количествах, но именно их стихи меня затронули. Как-то удалось с ними связаться - Юлия, по-моему, оставила свои координаты, с Аней нашлись общие знакомые, мир тесен. Я попросил их попробовать, сказал, что писать на музыку - это совсем не то, что писать стихи "в свободном полете", тут есть какие-то свои законы, не всегда приятные. Но у нас все получилось. Я не всегда задаю тему, я и Рите Пушкиной тоже говорил, когда давал музыку на дискете: "В музыке уже есть тема, давай ее открывать." Никаких пересказов книг, никаких рассказов о таком-то и таком-то, все есть в музыке. Интересный случай произошел с композицией "Здесь и сейчас" - этот текст мне Аня Балашова скинула по SMS. Она мне часто присылает стихи, она их пишет спонтанно, причем сама иногда их забывает, так что я за ней конспектирую. Текст меня поразил настолько, что на следующее утро, когда я проснулся, песня уже игралась у меня в голове. Не было никаких рыб, но это очень часто происходит со мной в последнее время. Есть текст, и если он затрагивает, там уже есть музыка.
Существует такое мнение, что Маргарита Пушкина, работая как с Арией, так и с Вами, задала своего рода стандарт металлических текстов - текст должен обязательно затрагивать глобальные вопросы, противостояние добра и зла, отверженность человека в окружающем его мире. Насколько Вы с этим согласны?
Очень многие пытаются скопировать Пушкину, таких стихов я получаю больше всего. Молодые поэты и поэтессы пишут: "Я работаю в стиле Маргариты Пушкиной, в стиле Арии". И действительно что-то такое есть. Но я бы не сказал, что они задали стандарт. У каждого жанра есть свои законы, ты можешь их придерживаться, а можешь не придерживаться. Да, хэви-метал - это в основном героическая музыка, вы правильно перечислили все эти темы. Но я не задумываюсь над этим, я не считаю, что у музыки должна быть именно эта тематика, у меня несколько иной подход. То, что есть внутри, то выходит и остается на компакте, я считаю это более правильным.
Маргарита Пушкина нам как-то сказала: "По текстам каждого из нас можно определить, что мы читаем". Когда Вы сочиняли "Город, стоящий у солнца", Вы специально отразили в этом тексте влияние Алексеева, или это получилось скорее подсознательно?
Я не так много читал Алексеева, всего книг пять. И это даже не его влияние, просто мое внутреннее мировоззрение каким-то образом совпало со взглядами нашего величайшего современника Алексеева. Помимо Алексеева, там могут прослеживаться идеи Гурджиева, Петра Успенского, Даниила Андреева, которых я тоже в свое время читал с удовольствием и отмечал какое-то совпадение взглядов. А когда я писал этот текст - я его очень долго писал, в течение полугода, я не могу слова песни быстро сочинять - об Алексееве я и не думал. Там больше гурджиевских идей, я пытался работать с ними, но в конечном результате получился все-таки мой субъективный взгляд на мир. Я не утверждаю, что все так оно и есть, но мне видится именно такая ситуация. Алексееву, конечно, большое спасибо за какое-то настроение, но… Да, я тоже слышал высказывание Пушкиной о том, что по нашим текстам можно проследить, что мы читаем. Интересно, а без книг никак нельзя излагать свои мысли? По-моему, можно запросто. "Дорога в рай"; "Рожденные жить"; "Стая"; "Эй, человек!"; "На осколках веры"; "Пока боги спят"; "Падший"; "Тающий мир" - это не книги, это жизнь.
Теперь перейдем к музыкальной стороне альбома. Довольны ли Вы его звучанием? Своего рода "стена гитар" с сильной компрессией - это то, над чем Вы намеренно работали, и если да, с какой целью?
С одной стороны, я всегда доволен результатом, но с другой стороны, есть масса причин для недовольства, претензий к себе. Я пытаюсь развиваться, пытаюсь учиться, и всегда кажется, что можно было бы сделать лучше, но никогда нет желания взять и переделать. Я знаю, что на следующем альбоме будет совершенно иное звучание. Специфический звук гитар - это моя находка, я уже давно с ним работаю, начиная с "Химического сна", я сам услышал их такими, и они до сих пор слышатся мне такими жесткими. Мне очень странно слышать от металлистов, что "у Маврина присутствуют очень перегруженные гитары". Ну а какие они у брутальных современных команд? Там же просто шквал, "мясо". Хотя я далек от этого звучания, у меня оно получилось свое. Кстати, никакие компрессоры в записи не используются.
Нам доводилось слышать и противоположные высказывания: "Маврин - это хард-роковый гитарист, играющий металл"…
Безусловно, я воспитывался на хард-роке. Когда я учился играть и слушал много музыки, не было такого понятия "хэви-метал". С понятием "хэви-метал" я столкнулся, когда пришел в Арию, даже когда я был в Черном Кофе, слово "металл" как-то не принималось, мы называли свой стиль "хард-рок". Не знаю, в моей музыке есть, безусловно, элементы и хард-рока, и какой-то современной школы…
Вокал Артема на "Запрещенной реальности" заметно отличается от того, что мы слышали на "Химическом сне". Это исходит от материала, от вокальных линий, которые Вы сочинили, или же Вы намеренно хотели, чтобы он пел ближе к "кипеловской" манере?
Да, я слышал такую точку зрения. Но никаких указаний Артему, чтобы он пел в манере Кипелова, я никогда не давал. Более того, я стремлюсь к тому, чтобы каждый был самим собой, никто не должен никого копировать, а Артем - очень своеобразный вокалист. Дело в том, что я пишу весь музыкальный материал, сочиняю все, начиная от барабанных партий и заканчивая вокальными мелодиями. У меня такой подход, я сочиняю все. А в вокальных мелодиях, возможно, остался отпечаток моей "арийской" работы, поэтому они у меня звучат именно в такой манере. Но Артем и Валерий - разные совершенно, они оба теноры, но тембрально разные. Наверное, какие-то мои мелодические линии могли быть использованы в группе Ария, и это как-то напоминает о Кипелове. Но это все. Более того, очень многие мои мелодии Валерий Александрович Кипелов никогда бы не спел, потому что это не его.
И еще вопрос по оформлению - помимо полной версии "Запрещенной реальности" Irond сделали и версию с четырехстраничным буклетом, чего они, в принципе, никогда не делают. Зачем это было нужно? Согласовывался ли с Вами этот вопрос?
С некоторых пор Irond занимаются такими недорогими оформлениями. Я, честно говоря, не совсем понимаю смысл, но, наверное, это делается из каких-то коммерческих соображений. Такие недорогие издания есть по всей стране - мы с группой Кипелов ездили на гастроли, и я повсюду встречал именно диски с двухстраничным буклетом. Может быть, они дешевле стоят. По-моему, Irond именно на мне стал экспериментировать с такими изданиями. Но есть и плюсы - все мои альбомы продаются по всей стране, практически в каждом городе, где у лейбла есть дистрибуция. У "Обратной стороны реальности" буклет совсем небольшой, но и он тоже будет выходить в недорогом оформлении. Об этом я был поставлен в курс заранее, на эту ситуацию я не могу никак влиять, правда, я просил, чтобы некоторые части оформления были сохранены на недорогой версии. Там есть важные моменты, например, пояснения к песням, и они обязательно будут на недорогом издании.
Вопрос о взаимоотношении с поклонниками: после Вашего присоединения к Кипелову часть Ваших старых фэнов стала жаловаться, что Вы уже не так близко общаетесь с публикой, как во времена работы над диском "Химический сон". Также очень многих удивили Ваши ответы на первые вопросы "Интерактива" на сайте Кипелова - удивили своей краткостью и некоторой резкостью. Вас стали доставать новообретенные поклонники, которые вдруг узнали о Вас, только когда Вы стали работать с Кипеловым?
Да, резкость - это результат знакомства с новыми поклонниками, вопросы которых, мягко говоря, не блещут никаким интересом, а таких вопросов было большинство. Хотя были и интересные вопросы. Общение с поклонниками если и подсократилось, то только потому, что я был очень занят на гастролях и других мероприятиях. Группа Кипелов была очень востребована и до сих пор востребована, так что единственная причина - это отсутствие времени. Интернетное общение не прерывалось никогда, я частенько бывал в чате на протяжении этих двух лет, пока я работал с Кипеловым. Но действительно, произошел наплыв очень большой аудитории, несколько мне незнакомой, назовем ее "арийской". Они несколько отличаются от нашей аудитории.
Чем?
Вот мы говорили про тексты Пушкиной, про законы жанра. У них более радикальный подход к музыке, к своим кумирам, это именно фанаты. Среди наших поклонников существует определенная градация: есть оголтелые фанаты, есть люди, которые слушают музыку, пытаются разобраться в текстах, есть просто наши хорошие знакомые, таких много по всей стране, мы общаемся через Интернет. Я всегда рад абсолютно всем, я отвечаю на практически все вопросы, если они не повторяются. В "Интерактиве" отвечено практически на все, и повторяться со временем стало как-то не интересно.
На Ваш взгляд, какая часть фэнов правильно истолковывает то, что Вы зашифровали в музыке и текстах "Запрещенной реальности", скажем, отсылки к Тони Макалпайну в соло "Когда боги спят" или кусочка из "Пути наверх" в конце "Запрещенной реальности"?
Да, у меня очень много зашифрованных моментов каких-то моих ранних работ. Это мало кто понимает, но если кто-то все-таки расшифровывает, это радует. Я таких людей всегда поздравляю, чуть ли не приз готов вручить. Макалпайн оказал на меня просто колоссальное влияние, это один из моих любимых гитаристов. Их не так много - Ричи Блэкмор, Брайан Мэй, и какое-то время я очень увлекался Макалпайном, первыми его двумя альбомами. Это просто феноменальный гитарист, и соло в "Пока боги спят" я сочинил под впечатлением от него. У меня была целая композиция "Flying", ему посвященная.
Кстати, нет ли планов ее переиздать? Она выходила только в 1994 году на сборнике "Эти парни с гитарой", а сейчас его уже не найти…
У нее очень неважное звучание. А переиграть ее реально, я когда-нибудь, возможно, так и сделаю. Она в духе Макалпайна, похожа на него очень многими моментами и пассажами. Я этого не скрываю, это своего рода трибьют Макалпайну, хотя музыка совершенно иная. Просто во мне накопилась информация и вылилась в такую инструментальную композицию. Я ее сочинил, записал, послушал, и подумал: "Господи, это же чистой воды Макалпайн!".
Одна из сквозных тем на альбоме - это мелодия, которая впервые появляется в "Дьявольском вальсе" и несколько напоминает "Призрак оперы". Вы специально цитировали это произведение, или же это совпадение?
Возможно, это навеяно "Призраком оперы". Если сравнивать две партии, эти полутоновые проходы, их много встречалось, это не "слизанный в ноль" фрагмент "Призрака оперы". Хотя что-то, наверное, есть, такой же тревожный полутоновый орган. Дело в том, что я воспитывался на операх, том же Эндрю Ллойде Уэббере. Его оперу "Иисус Христос - суперзвезда" я в детстве знал наизусть, я ее воспринимал как одну большую песню и пел на всех наших юношеских вечеринках-пьянках. Я мог ее сыграть под гитару от начала до конца на подъездных аккордах. Там было очень много повторяющихся фрагментов, и это, возможно, наложило какой-то отпечаток. Для меня это совершенно нормально, опера допускает повторения одинаковых фрагментов в разных аранжировках. Сейчас многие не могут понять, почему один фрагмент на альбоме повторяется и в таком варианте, и в таком, но это результат моего оперного воспитания.
Кстати, Вы видели Вашего бывшего вокалиста Стаса Витарта в мьюзикле "We Will Rock You"?
Нет, еще не видел, но хочу сходить. Со Стасом мы общаемся, но по времени у меня посмотреть пока не получается. У меня некоторое недоверие к мюзиклам, не могу объяснить, почему, но очень большое уважение к Стасу как к вокалисту и человеку, и я как-нибудь обязательно схожу и посмотрю.
Мы с Вами уже немного затронули тему клавишных. Правда ли, что Вы научились играть на клавишных за полгода?
Не то, чтобы научился, я освоил клавишные. Я ни в коем случае не считаю себя пианистом или клавишником, я могу справиться с клавишными на записи, но исполнять эти партии на сцене не пробовал. Хотя к клавишным у меня тяга с детства, это первый инструмент, с которым я познакомился, когда только головой доставал до клавиш. Я помню, что рояль оказал на меня просто магическое действие. Но мое освоение клавишных было вызвано необходимостью - я не мог найти клавишника на запись альбома "Смутное время". Передо мной был хороший пример - Гена Матвеев (концертный клавишник группы Мастер и партнер Маргариты Пушкиной в проекте Маргента - прим. авт.), который работал с этим делом, я посмотрел на него и подумал: "Почему нет? Почему я сам не смогу это сделать?"
Вопрос из серии "проверка слуха": правда ли, что весь концерт 4 октября 2003 года в "Лужниках" Вы на спор отыграли двумя пальцами левой руки?
Да нет, это слухи. Двумя пальцами невозможно играть. Я некоторые пассажи играю двумя пальцами, мне так удобно. Я вообще играю против всех правил, по-разному совершенно. Некоторые моменты я действительно играю двумя пальцами, но ни в коем случае не на спор. Обо мне вообще очень много слухов.
Посещали ли Вы форум сайта Кипелова? Вообще, стала ли для Вас сюрпризом такая ругань в адрес "арийцев" и Кипелова, которая пошла со стороны фэнов после раскола?
Нет, сюрпризом не стала, все это было достаточно предсказуемо. Я читал какие-то отзывы и в прессе, и в Интернете, мне, безусловно, было интересно. Но все было предсказуемо. Прошло много времени, и все стало на свои места.
После расставания с Артемом Вы наверняка прослушали сотни записей в поисках нового певца. В чем, на Ваш взгляд, основная проблема или беда российских вокалистов? Почему так трудно найти подходящего?
Беда в том, что их очень мало. Очень мало вокалистов-теноров, поющих в данном жанре, подходящих для моей музыки.
Известно, что у Вас был на примете отличный вокалист из Украины. Вы сказали, что не помните, в какой группе он играет. Но хотя бы как его зовут?
Его зовут Сергей Локтионов. Молодой человек, ему в районе 20 лет. Я когда услышал в его исполнении "Осколок льда", у меня просто волосы встали дыбом: "Не может быть! Неужели Кипелов запел так, как он пел в 1985 году?!" Сергей спел очень хорошо. Он и наши произведения спел, "Пока люди спят", "Падший", у нас висела "минусовка" на сайте. Справился он очень хорошо и был вполне реальным кандидатом на место в группе. Но было очень много "но". Во-первых, Украина - это другая страна, приглашать его сюда - это очень большая ответственность. У человека там семья, работа, и выдергивать его сюда мы не можем. Мы не группа Ария и не группа Кипелов, у нас другие возможности, я не могу ему гарантировать, что он станет звездой через полчаса.
Но ведь когда Сергей предлагал свои кандидатуру, он, наверное, осознавал, на что идет…
Да, он был готов приехать сюда. Сложно гадать, как бы это могло произойти. Произошло так, что я покинул состав группы, с которой я проработал два года, и мне нужно было срочно что-то предпринимать. С Артемом мы общались еще задолго до моего увольнения, у нас была договоренность: если он поправляет свои голосовые связки, мы продолжаем сотрудничество. Я ему позвонил, говорю: "Ты как?". Он говорит: "Я в порядке". Я ему: "Приезжай, попробуемся". И он сразу же спел "Пророка", с первого раза. То, что вы слышите на записи, произошло так: он приехал, я ему показал текст, мелодию, и сказал: "Давай!". Песня записана с первого дубля, вот настолько он поправился. Естественно, после этого мы переговорили, и уже ни о каких поисках и вызовах других людей речи не шло. Я позвонил и извинился перед кандидатами на место вокалиста в группе, ведь мне самому интереснее с Артемом. Артем - очень самобытный вокалист, это уникальный человек. У него большое будущее. А Сергей Локтионов еще проявит себя, будьте уверены. Он еще очень молод, у него все впереди.
Еще один вопрос из серии: "что вы думаете о". Довольны ли Вы лично и группа Кипелов тем, как снято и смонтировано видео "Путь наверх"? Очень многие говорят, что монтажу сильно не хватает динамики…
Наверное, что-то есть. Честно говоря, я его слишком много смотрел в тот момент, когда оно монтировалось - мы постоянно присутствовали в студии, смотрели, как идет монтаж, и через месяц офигели настолько, что я это видео уже не мог видеть. У меня восприятия уже не было никакого. Потом я его пересмотрел, когда оно вышло на DVD - недавно, месяца четыре назад. Я поставил его дома, и вроде получилось неплохо. Но насчет отсутствия динамики я согласен. Я смотрю его до какого-то определенного момента, а дальше сам начинаю уставать. Опять же, это для наших музыкантов это первый опыт. Несмотря на то, что они все легендарные и помногу лет на сцене, очень многому еще приходится учиться. Всему свое время.
Влияет ли факт записи на игру группы, настроение музыкантов?
Да. Тоже надо уметь адаптироваться, абстрагироваться от всего. Когда ты знаешь, что концерт снимается, ты больше концентрируешься на игре, но при этом может быть полное отсутствие шоу. Надо уметь настраиваться.
На сцене Вас уже привыкли видеть с определенной гитарой. Вы интересуетесь тем, что происходит в области гитарной технологии? Или же Вы уже нашли для себя оптимальную гитару, оптимальные струны, оптимальные примочки и т.д.?
Нашел. Конечно, на первом месте Jackson. Я с очень многими гитарам сталкивался и какое-то время ими очень интересовался. Сейчас я, честно говоря, перестал интересоваться, потому что считаю, что самое лучшее уже сделано и изобретено. Те же "Гибсоны", "Фендеры", "Джексоны" - все это старинные инструменты, звучат хорошо. Хотя, безусловно, есть и новые модели, например, семиструнная гитара, все они по-своему интересны, но каждый должен найти свой звук, свою гитару. У меня их сейчас пять, все они звучат по-разному, но больше я не хочу. Не имеет смысла иметь коллекцию из ста гитар, даже десять - это много. Лучше сконцентрироваться на одной, все равно я больше играю на Jackson.
А сколько из этих пяти гитар Вы использовали при записи "Запрещенной реальности"?
На "Запрещенной реальности" звучат две гитары, это Jackson и Fender, причем в равных пропорциях. Все риффы игрались на Jackson, а сольные партии - 50 на 50, половина - Stratocaster, а половина - Jackson. На "Обратной стороне реальности" использовались пять гитар, на таком маленьком альбоме я задействовал все пять своих инструментов. Они все звучат по-разному.
Давайте подробнее поговорим об "Обратной стороне реальности". Такое название подразумевает противоположность "Запрещенной реальности", но вряд ли можно сказать, что диск насколько уж "противоположен" предыдущему…
Я не пытался сделать что-то противоположное. Может, "Обратная сторона реальности" действительно мало чем отличается от "Запрещенной реальности", но все это относительно. Опять же, это мои понятия, мои взгляды, я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Реальность в моем понимании такова, обратная сторона такова… Я как-то больше начинаю понимать, что я сделал, лишь со временем. После проделанной работы должно пройти какое-то время, может быть, год, может быть, два, чтобы реально определить, насколько удачно и насколько точно ты отразил все свои задумки и идеи. Но этот мини-альбом нельзя воспринимать, как продолжение "Запрещенной реальности" и искать в нем какую-то концепцию, т.к. ее там просто нет и быть не может. Это все-таки макси-сингл, где мы смогли позволить себе показать некоторые вещи, которые никогда не войдут ни в один альбом и ни в одну концертную программу, такой своеобразный эксклюзив.
Расскажите, пожалуйста, немного о новом басисте.
Его зовут Александр Швец. Спасибо за него огромное Сергею Задоре, так получается, что главный поставщик музыкантов у нас в стране - это Сергей Задора. Саша Карпухин через него ко мне попал, Алексей Харьков тоже через него, а теперь и Саша Швец. Когда встала проблема басиста, я, недолго думая, позвонил Задоре. Я сказал: "Серега, давай, только ты можешь спасти ситуацию!". Он мне тут же выдал двух или трех человек. И Швец как-то сразу нам подошел.
Ваш бывший коллега по группе Кипелов, Андрей Голованов, ведь тоже имеет какое-то отношение к Задоре…
А я не знаю, честно говоря. Я не знаю его историю, но, скорее всего, да. Через Задору прошли все.
Кстати, каким образом Голованов оказался в группе Кипелов?
Это заслуга Алексея Харькова, надо у него спросить. Я плохо помню исчезновение Терентьева и появление Голованова. Терентьев исчез как-то неожиданно, на репетиции принял решение. Меня не было в этот момент в комнате. Получилась смешная ситуация - я прихожу, а Терентьева нет. Я говорю: "А где Серега?". "А он уволился!" Я говорю: "Здрасьте, я отошел на пять минут! А если бы я полчаса отсутствовал?!" (Дружный смех). И так же неожиданно появился Голованов.
Об этом моменте ходит легенда, связанная с вопросом, который мы Вам уже задавали. Якобы Вы отыграли двумя пальцами концерт 4 октября, и увидев это, через два дня Терентьев решил, что ему в группе делать нечего.
(Смеется). Нет, это сказки и легенды, очень смешные. У Сергея Терентьева совсем другие причины. Если кому-то хочется видеть это так, пусть видит это так, пусть будет спор. С кем мы поспорили? Поспорили, наверное, с Холстининым. (Смеется).
Хорошо, вернемся все-таки к "Обратной стороне реальности". Две представленные здесь новых песни - войдут ли они в следующий диск?
Я периодически об этом задумываюсь сам. В принципе, материала у меня достаточно, чтобы обойтись и без этих песен. Совершенно точно нигде больше не будет "Пророка" и "Крыльев", они останутся только на сингле. А "Здесь и сейчас" и "Город…", возможно, будут в несколько иных версиях, но не сильно отличающихся от этих. Но пока я не могу сказать точно.
А насколько эти песни могут дать представление о будущем альбоме?
Никак не могут. Я его сам еще не представляю. Я хочу сейчас попробовать, чтобы каждый принес по парочке песен, хочу сменить подход к написанию материала. Я знаю, что идей много, тот же Саша Швец уже предлагает песни, и я этому безумно рад. У Юры Алексеева очень много идей, Артем пишет песни, и в следующем альбоме я хочу их использовать. Это не потому, что у меня закончились мысли и идеи, песен всегда полно, этот процесс я не контролирую, но мне хочется представить на альбоме всех музыкантов. Естественно, надо все это привести к одному знаменателю, и поэтому я пока не представляю, каким будет следующий альбом.
Когда Вы планируете его выпустить?
В течение осени. Скорее всего, это будет октябрь-ноябрь. А летом мы его запишем.
На Вашем последнем концерте Вы произнесли целую речь по поводу того, что группа называется Маврик, а "Сергей Маврин - это я, это не группа"…
Меня просто насмешила сама форма представления нас на афишах: группа Сергей Маврин. Тогда надо было писать хотя бы "группа Сергея Маврина", а то это не по-русски звучит. Получилась такая группа Уматурман. (Смеется). Дело в том, что мы работали и будем работать под именем "Сергей Маврин". Увы, это одна из наших реалий, потому что возьми мы другое название, нас не возьмут на гастроли, и нас не будет выпускать никакая компания. Это законы шоу-бизнеса, их интересуют имена. Даже если есть группа Маврик, им хочется в скобках написать "экс-Ария", и я решил, что лучше не писать "экс-Ария", лучше просто написать "Сергей Маврин". Мне посоветовала это фирма Irond. Вот так безжалостно мы будем эксплуатировать мое имя, но это скорее необходимость. Мне больше хотелось бы взять для группы нормальное название, например, "Стая", оно мне нравится даже больше, чем "Маврик". Но увы, этому не суждено сбыться. Я назовусь "Стая", а в скобках будет целый перечень имен: экс-Ария, экс-Черный Кофе, экс-Кипелов, экс-Сергей Маврин. (Дружный смех). Но это же безумие! Или надо иметь очень много денег и времени, чтобы раскрутить название новой группы, или работать под именем Сергей Маврин, так проще. Организаторы концертов знают, что если они будут писать мое имя на афишах, народ будет приходить. Это коммерческая сторона деятельности, от этого никуда не денешься. Выпускающие компании тоже заинтересованы в том, чтобы продать пластинку.
Кстати, про название "Маврик". Понятно, что это производное от Вашей фамилии, но все-таки уменьшительно-ласкательные слова не слишком характерны для тяжелой музыки…
Да, я то же самое стал ощущать уже потом. Вообще, это идея Васи Гаврилова, покойного "арийского" оформителя. Он мне советовал: "Назовись просто Маврин". Я отвечал: "Нет, ты что, я группу хочу!". Но столкнувшись с выпускающими компаниями, я понял, что они хотят какое-то производное от моего имени. Тогда уж я согласился на "Маврик". Вроде как оно созвучно с английским "maverick" ("бродяга, скиталец"), хотя и звучит несколько по-иному. Но что случилось, то случилось, этого уже не изменить. На сцене мы группа Маврик, на афишах - Сергей Маврин, такая канитель получается. Я уже не знаю, как из этого выпутаться, да в принципе, мы и не пытаемся, главное - музыка и действие.
Вы сказали, что хотите, чтобы в группе каждый был личностью. Но ведь как раз это можно сказать о первом составе группы Кипелов. Почему это не сработало?
Ой, на эту тему мне сложно рассуждать. Я не знаю, почему. Вообще-то, стремились мы именно к этому. Но такого не случилось. Сергей Терентьев почувствовал это раньше и ушел, еще раньше ушел клавишник Евгений Шидловский, а позже и я. Все-таки группы не получилось, получился аккомпанирующий состав, а аккомпанирующий состав личностей не держит. Но все, что случилось - все к лучшему и для Валерия, и для меня.
Песня "Пророк" - это продолжение песни "Падший" с альбома "Запрещенная реальность" или некий новый ее вариант?
Опять же, дело в моем оперном воспитании. Я совершенно нормально могу написать еще несколько версий "Падшего", они будут с этой же гармонией, но с другими аранжировками, и я не вижу в этом ничего плохого. В случае с "Пророком" я выполнял просьбу своих коллег. Им очень понравилась песня "Падший", и меня попросили сделать немножко другую аранжировку, потому что исполнять песню Сергея Маврина в концерте группы Кипелов было бы не очень хорошо. Хотя с моей точки зрения это было бы совершенно нормально. Я сделал им новый вариант, такой, каким он вышел сейчас у меня. Он показался несколько громоздким, и его сократили, убралась средняя часть, но все равно приклеили фортепианную часть из "Падшего". Эта версия есть в качестве видео на сайте Кипелова. Хотя мне больше нравится вариант, который я сделал и который записал на "Обратной стороне реальности", именно его я и сдал Кипелову. Эта работа мне понравилась, это не просто отработка, то есть выполнение заказа. Я с удовольствием работал, я открыл у "Падшего" какие-то новые грани. Получилось такое продолжение истории, достаточно трагичное. Когда Валерий мне сказал: "Давай попробуем написать о Нострадамусе", я, честно говоря, засомневался, посчитал, что это "арийская" тематика - биография какого-то исторического персонажа. Но потом я стал писать текст и понял, что можно по-другому взглянуть на эту историю, историю пророков. Их было много, все что-то предсказывали, но ничего не изменили. Нострадамуса пытались много раз расшифровать, расшифровывают до сих пор, но ничего не меняется. Эти люди были глубоко несчастны, тот же Нострадамус потерял семью, пытался спасти мир, а потерял всех своих близких. Именно эту точку зрения я пытался выразить. При написании текста мне очень здорово помогла Маргарита Пушкина. Мы записали эту версию, но исполнять ее не будем, будем исполнять "Падшего". "Пророк" все-таки несколько инороден для меня, это хорошая работа, хорошая песня, но это немножко не наша музыка. Хотя "Пророк" мы играем на репетициях, может быть, когда-то на концертах она будет исполняться бонус-треком, но все-таки постоянно исполняться будет "Падший".
Будет ли группа Кипелов продолжать исполнять Ваши песни, например, "Castlevania"?
(Смеется). Конечно, будет. Во всяком случае, никаких запретов я накладывать никогда не буду. Более того, я подписал какие-то бумаги, подтверждающие, что я разрешаю исполнять и записывать песню "Пророк" в том виде, в каком она была на момент моего ухода. Это же работа, проделанная в той группе, и они имеют на это право. Никаких запретов с моей стороны не будет никогда.
Мы не будем спрашивать об истории создания инструментала "Крылья", она и так изложена в буклете "Обратной стороны реальности". Но хотелось бы знать Ваше мнение, насколько правильным было решение организаторов фестиваля "Крылья" продолжать праздник после взрывов?
Потом уже я понял, что все делалось абсолютно правильно. Если бы все это прекратили тут же, началась бы паника, и люди бы друг друга подавили. Хотя для нас тогда это был просто ужас. Мы ехали на сцену играть, и я объезжал трупы на машине. Хотя когда мы узнали о взрывах, мы созвонились по телефонам, подумали, что какой тут концерт, сейчас все свернут, и разъехались по домам. Вдруг через полчаса звонок: "Срочно всем туда! Концерт продолжается!". Мы объезжали эти прикрытые трупы, мы ехали на шоу, выходили на сцену, видели толпу… У меня неоднократно было желание взять гитару и разбить ее или выкинуть куда-нибудь. Жуткое состояние, конечно. И только потом я понял, что все сделали абсолютно правильно. Была бы паника, люди бы просто подавили друг друга. Такая вот жестокая реальность.
В буклете "Обратной стороны реальности" Вы впервые дали свои комментарии к песням. С чем это связано? Совсем недавно, еще год назад, Вы наоборот не хотели комментировать "Запрещенную реальность"…
Вообще, я считаю, что это глупое занятие - объяснять то, что ты сделал. "О чем Ваши песни?" "Вот о том-то и о том-то". "А о чем Ваша музыка?" Каждый ведь по-своему воспринимает. В буклете я сделал просто краткие пояснения, краткий путеводитель, опять же, это мой взгляд. Может, мне будут меньше вопросов задавать, хотя я не думаю.
Каковы Ваши планы в отношении концертной деятельности? Сколь часто Вы планируете играть, будут ли концерты в других городах?
Мы планируем активную гастрольную деятельность. С конца апреля планируется тур по стране, начиная с Дальнего Востока. Я пока не называю города, всему свое время, мы все вывесим на сайте, когда будет подтверждение. Во всяком случае, интерес есть, он достаточно большой. Задача номер один - поставить группу на ноги как гастрольный коллектив. Задача номер два - выпустить альбом, потому что я его обещал, выпустив сингл. Над этим мы сейчас работаем, готовим большую концертную программу с хорошим шоу, с максимальным количеством песен. У нас очень много песен, если мы выучим все, мы можем играть четыре часа без перерыва. Но начнем с полутора часов, примерно так.
Последний вопрос, хотя он, наверное, покажется Вам несколько преждевременным. У Вас никогда возникало мысли написать автобиографию?
Она у меня периодически возникает. Даже в те безумные "арийские" времена, когда мы творили на гастролях черт те что, я приезжал домой с очередных гастролей и думал: "Блин, надо писать об этом книгу! Надо рассказать о том, что произошло, что мы наделали!". Некоторые из этих рассказов через некоторое время попали в "Легенду о динозавре". Сейчас я бы не стал этим заниматься. Может быть, когда-нибудь, когда будет уже совсем тяжело передвигаться по сцене, играть на гитаре и писать музыку, это будет возможно. Если есть интерес к этому, то почему нет? Все так делают. А потом есть Интернет, все и так про нас все знают, ходит столько легенд, баек, рассказов. Что еще можно добавить? Следующий концерт я отыграю одним пальцем, причем на ноге! (Дружный хохот). Интересно, что скажут тогда!
Официальный сайт Сергея Маврина: http:// www.mavrick.ru
Интервью - Роман "Maniac" Патрашов, Наталья "Lynx" Хорина
8 февраля 2005