Мику Джагеру сейчас 62 года, Кит Ричардс на год младше. Чарли Уоттс отметил своё 64 - летие. Рон Вуд - самый молодой участник группы. Ему всего 58. Этой осенью The Rolling Stones выпускают очередной, 24-й альбом - "A Bigger Bang".
Мик Джаггер:
Организм The Rolling Stones функционируе как часы: мировое турне каждые три-четыре года, новый альбом, репетиции. Это трудно?
- Гастроли превратились в ритуал. Сегодня ты здесь, завтра там. Всё очень предсказуемо. Я могу абсолютно точно сказать, когда буду во Франкфурте, в какой гостинице и в каком номере остановлюсь.
Вы именно так представляли свою жизнь 40 лет назад?
- Тогда лучшее, чего можно было себе пожелать, - регулярные концерты. Жизнь была такой однообразной. По вторникам мы играли в Ealing Club, по пятницам в Marquee, в субботу где-то ещё, в воскресенье в обед был концерт в Ken Colyer's, а вечером в Ричмонде. Все эти места находились в радиусе восьми километров.
Каждый раз, когда вы объявляете о новом турне, вас спрашивают: "Это последнее"?
- Впервые я ответил на этот вопрос в 1966 году.
Вам когда-нибудь хотелось сказать "да"?
- Да! В конце каждого турне. Только тогда об этом никто не спрашивает. Если быть честным, я не думал, что The Rolling Stonesотправится на столь серьёзные гастроли ещё раз. Я планировал 20 концертов. Летом проходил так много фестивалей. Мы бы сыграли 10 концертов в Америке и отправились в Европу. Я рад работать меньше. Но, с другой стороны, после 20 концертов мне становится скучно. Меня очень затягивает работа. Когда всё заканчивается жизнь превращается в рутину. Каждый раз я стараюсь избавиться от этого чувства, иначе оно может передаться зрителям.
Повлияло ли на планы группы известие о болезни Чарли?
- Мы уже определились с турне. Доктора сказали, что его шансы на полное выздоровление - 90%. Если бы Чарли заявил нам: Я не могу поехать на гастроли, так как скоро умру", мы бы, конечно, всё отложили. Никто не давил на него. Должно быть курс лечения был не из лёгких. Я всё время переживал за него, как няня за своего воспитанника: "А как он кушает?"
У вас когда-нибудь были серьёзные проблемы со здоровьем?
- Нет, но, думаю, однажны это произойдёт. Это неизбежно: заболею, умру. Я поддерживаю здоровье насколько могу. Гастроли с точки зрения здоровья всегда не простое занятие. Но я живу так с тех пор, как мне исполнилось 20. Однажды в Канаде я простудился и вынужден был пропу3стить концерт. Это худшее, что было со мной. Но болезнь протекала в роскоши. За мной бегали врачи. Не буду преувеличивать, но это было настолько тяжело.
"A Bigger Bang" - первый альбом The Rolling Stones за 8 лет. Почему вы решили, что пора записывать диск?
- Если планируешь крупные гастроли, нужно записать альбом. Так функционируют рок-группы. Я не хочу, чтобы The Rolling Stones скатились до уровня команд, играющих одни и те же хиты. Хотя люди говорят "Я с большой радостью послушаю "Brown Sugar", чем какую-нибудь их новую песню", мне плевать, кто что хочет. Если бы все парни сказали : "Никто не слушает наши новые песни", тогда другое дело. Мы бы играли больше старых композиций. Но все хотели записать новый диск. Мы работали над этим альбом не так как раньше. Мы ограничили количество людей, которые помогали нам, и постарались сами сконцентрироваться на музыке.
Как выглядит ваша совместная с Китом работа в студии?
- С каждой песней это получается по разному. Мы с ним, вообще, очень разные люди. Мне нравится, когда всё организованно, но в тоже время неформально и весело. Я постоянно хочу двигаться вперёд, терпеть не могу сидеть на месте и ждать. В этот раз Кит предлагал идею песни, а я придумывал партию барабанов. Да! Я играл на ударных! К тому времени, как пришёл Чарли, всё уже было готово. Я очень хотел произвести на него впечатление. Мы работали во Франции и частично на Карибском Море. Там, где нет навязчивых поклонников.
А существовала настоящая Angie?
- Не знаю. Это была песня Кита. Я лишь заполнил некоторые пробелы.
За три года со дня выхода сборника "Forty Licks" музыкальные технологии сильно изменились. Как это отразилось на The Rolling Stones?
- Самое важное ни как не связанно с технологиями. Нужно писать новые песни. Если этого не делать, ты сразу же застреваешь во времени. Новый альбом мы записали на цифру, сейчас это вполне нормально. Мы всегда ездили по миру в поддержку своих дисков. В 1972 году я бы сказал тоже самое: "Мы продвигаем "Exile On Main Street"" Мы стараемся сотруднмчать с телекомпаниями, чтобы наша музыка попала на телевидение. Пусть это старомодно, но через телевидение нас слышат больше людей, чем через любителей скачивать музыку через интернет.
Кит очень негативно отзывался о ваших сольных альбомах. Вам никогда не хотелось сказать ему "ЗАТКНИСЬ"?
- Да, хотелось!
После работы с Робом Томасом и Ленни Кравитцом вам не кажется, что The Rolling Stones вам проще всего?
- Не совсем так. Можно записать посредственную песню и тут. Есть композиции, которые не хочется играть, а есть те, которые The Rolling Stones сыграют лучше всех остальных. Это творческий процесс. Какие-то вещи требе нравятся меньше, какие-то больше. Никогда не знаешь, что получится в итоге.
Кит Ричардс:
Как вы отреагировали на болезнь Уоттса?
- Я был у Мика дома во Франции. Мы узнали об этом, когда только начали работу над альбомом. Я посмотрел на Джаггера и понял: "остались мы вдвоём". Потом я сказал Мику: "Ты сможешь играть на ударных, а я запишу партии бас-гитары". Мы не сомневались, что Чарли справится с болезнью. Я не знал, сколько времени на это потребуется и как отразится на Чарли, но его ответом стало возвращение в группу. Уоттс выглядел точно также, как до болезни. В "A Bigger Bang" он играл лучше, чем где бы то ни было. Когда он пришёл, мы всё ещё работали над песнями. Обычно на репетициях никто не вкалывает по полной, но Чарли выкладывался до конца, играл, как на концерте.
Была вероятность того, что он не вернётся? Вы бы приняли тогда решение, что прекращаете выступать как The Rolling Stones?
- Рано или поздно "A Bigger Bang" придут к этому. Сейчас мы выступаем. Всякое бывает, но наша машина по-прежнему на ходу. Она идёт вперёд, и её не остановить, если только колёса не отвалятся. И мы все знаем, когда это произойдёт.
Как сильно болезнь Чарли сблизила вас с Миком в работе над песнями и вообще?
- Это произошло быстрее, чем я ожидал. Мик любит сохранять дистанцию. При совместной работе над песнями мы были вынуждены больше сидеть вместе и играть на гитарах и фортепьяно. Мик, кстати, наконец научился играть нормально. Раньше я настораживался, когда он брал в руки гитару. Странно, что он хорошо играет на ударных - не с технической точки зрения. У него отличное чувство ритма.
Что для вас означает пара Джаггер - Ричардс? Вы по-прежнему работаете над песнями вместе?
- Когда мы уехали из Англии и начали жить в разных местах, пришлось разработать новый способ сотрудничества. Вместо того чтобы сидеть в одной комнате и сочинять, мы теперь трудимся в одиночку, а потом соединяем наши идеи и смотрим, что из этого выходит. Работать с Миком вместе - это очень весело, к этому быстро привыкаешь. Мы с ним, как драчливые братья, только у нас разные родители. Есть ощущение, что мы прожили с Миком много лет в одной комнате, но теперь у каждого из нас багаж, который мы несём через всю жизнь, - наши женщины, дети. Потрясающе, что мы до сих пор работаем вместе и испытываем взаимные симпатии, можем терпеть друг друга.
В некоторых песнях "A Bigger Bang"Ронни Вуд не участвует. Иногда Мик играет на слайд-гитаре, а вы - на басу и клавишных. Что определяет звучание The Rolling Stones?
- Это невозможно объяснить. С годами наши роли в группе немного изменились. Кто-то скажет: "Основа - Джаггер и Ричардс". Я не уверен, ведь без Уоттса было бы совсем не то. Дело не всегда заключается в составе. Два или три человека - ещё не группа. Эти люди должны хотеть создать её, забыть об эгоистичных интересах, обо всех ссорах.
Мик заявляет, что песня "Sweet Neo Con" совсем не о Джардже Буше, как считают многие, а вы что скажете?
- Я думаю о Кондолизе Райс. (Смеётся)Боюсь ли я сейчас больше, чем 20 лет назад, когда Ira устраивали взрывы? Не знаю. Я родился во времена бомбёжки. Уто наш враг? Может быть, мы сами? Западный мир крепко достал людей живущих на востоке. У них свои правила и задачи, и я бы не за что бы в них не вмешивался. Это не моя битва, но я, увы, вляпался, как и все мы.
У вас есть iPod?
- У меня лично - нет, но они есть у всех членов моей семьи. Я не нашу с собой ничего, кроме ножа. Правда, появилось столько новых возможностей! Когда я начинал работать в музыкальном бизнесе, я наблюдал, как меняются технологии, не принимая всерьёз значение происходящего. То, что пропадало из списка военных секретов, немедленно появлялось в студии. Иногда даже не меняли надписи на кнопках. Мне кажется, мы теперь едва ли справляемся с технологиями. Пора что-то делать. К примеру, надо затолкать ядерного джина обратно в бутылку и больше ни когда не выпускать! (Смеётся) Чёрт! Для гитариста у меня слишком много жалоб.
Это правда, что играете отца Джонни Деппа в новой части "Пиратов Карибского Моря"?
- Месяц назад я встретил Джонни в Лос-Анжелесе. Он ехал на примерку пиратских костюмов, и я присоединился. Мы провели отличный день вместе, но это не значит, что я буду сниматься. Сейчас я им отказал. У них съёмки, а у меня гастроли, хотя я бы с радостью поучаствовал. Было бы дополнительное развлечение. От мысли, что я мог сниматься в студии "Дисней", у меня мурашки бегут по телу. (Смеётся).
Вы отрепетировали довольно много песен с "A Bigger Bang", а на гастролях The Rolling Stones обычно играют всего пару композиций с нового альбома.
- Мы не собираемся играть их все, но лучше иметь некоторый запас на случай, если кто-то попросит нас сыграть какую-нибудь из этих вещей.
Рон Вуд:
Вам не обидно, что когда оворят о "золотом веке" The Stones, критики и поклонники имеют ввиду 60-е и начало 70-х? Ведь вас в то время ещё не было в составе группы.
- Досадно, что я не играл на тех альбомах. Но я могу играть сейчас эти песни гораздо лучше. Ну, скажем, не хуже. (Смеётся). Я не участвовал в записи "Exile On Main Street", но знаю альбом наизусть. Иногда я объясняю Мику, Киту и Чарли, как играет та или иная песня.
На гастролях 1975 года вы играли вместо ушедшего из группы Мика Тейлора. Трудно было учить его гитарные партии?
- Они у меня уже сидели в голове. Я просто воспроизводил их с огромным уважением к Мику. Это как с картинами: если я вижу работу какого-либо экспрессиониста или импрессиониста, я потом могу её довольно точно воспроизвести. В 60-е я иногда замещал Тейлора в The Gods, когда у того сдавали нервы. Он чувствовал, что не может играть хорошо, и говорил мне: "Ронни, пожалуйста, отыграй вместо меня, я не могу больше." Я отвечал: "Мик, перестань! Ты отличный гитарист! Это я не могу так больше!" Я играл вместо него в The Gods, потом возвращался в свою группу. Эта неуверенность в себе его и погубила. Хотя лично мне он симпатичен. Что касается техники игры на гитаре, мне далеко до Мика.
Какое же предложение вы получили, что согласились гастролировать с The Stones в 1975 году?
- Я самый плохой бизнесмен в мире. Я сам заключал сделку и подписался всего за 100 000 долларов. Рядом со мной в тот момент был фотограф Роберт Эллис, который спросил: "Ты уверен, что тебе не нужна помощь с этим контрактом?" - "Почему?" - спросил я. "Ты держишь его вверх ногами". The Rolling Stones были группой, в которой я всегда хотел играть. The Faces в то время умирали. У них не хватало энергии. Я поражался вкладу Мика Тейлора, повторял сделанное Брайаном Джонсоном и от себя добавлял к этому немного блюза. Чарли считал, что я им подхожу, Мик и Кит попросили меня присоединится к ним. Но официального предложения не было. Не знаю, в чём причина, но они никогда не говорили, что я именно тот, кто им нужен.
Вы бросили многое ради The Rolling Stones. Оставили The Faces, где вы были автором песен, отказались от роли ведущего гитариста.
- Участие в The Rolling Stones стало своего рода облегчением - "пусть командует кто-то другой". Я с уважением относился к тому, что Ричардс делал как гитарист, но многое умею и я. Например, играть сольные партии. Я скучаю по тем временам, когда писал песни. Но с парнями трудно соревноваться. У Джаггера и Ричардса всегда куча музыки в запасе. Я предлагал им сделать что-либо своё, но мне отвечали: "Прости, приятель, но у нас ещё есть сотня песен, ждущих своего часа". Всё складывается так, как в случае с Ленноном и Маккартни. Мик и Кит делят славу между собой. Мне достаётся кусочек, если я пишу песню вместе с ними. Так что я сейчас сочиняю музыку к фильмам.
Вы до сих пор врямя от времени играете с Родом Стюартом. Чем отличается работа с Миком и Родом на сцене?
- У Рода я пою. Ему это нравится. Он хочет, чтобы я стоял впереди, был главным в его группе. Он говорит: "Ничего не делаем без одобрения Вуди". Это приятно. Что касается , есть такое слово - "легенда", и что бы мы не делали, всё носит его отпечаток.
Существуют ли какие-то ограничения, когда вы играете на сцене вместе с The Stones, - где стоять, что играть?
- Да. Когда я играю, то постоянно думаю об этом. Очень важны моменты, где я вступаю. Но это относится и ко всем другим членам группы. Например, вступление Кита. Иногда от играет "мимо кассы". Ричардс говорит: "Ребята, минутку подождите, я попробую ещё раз". (Улыбается). Кит может себе это позволить. Если бы я запорол вступление, на меня бы обрушился весь гнев The Stones (Смеётся). Это нормально. Нужно реально оценивать то, что можешь, и то, чего не можешь. Это правильно и мне это нравится. Поэтому мы всегда в отличной форме. Мик предоставляет мне некую свободу. Я могу прыгать по сцене вместе с ним, если хочу. Но я всё испорчу, если буду громко играть. Это больной вопрос для Мика и Кита. У нас с ним неписанный закон: когда он играет, я молчу, и наоборот. Конфликты бывают редко. Иногда он рычит на меня: "Эй, это моя партия!" Тогда я огрызаюсь: "Пошёл ты! Это играю я." Он уступает. В студи мы работали в разных комнатах. Я обычно находился с Миком и Доном Уосом. Меня они называют "Ронни с первого дубля". Самые хорошие партии получаются у меня с первого раза. Парни включат мне новую песню два раза, и я берусь за дело. Немного импровизации - и готово. Для нового альбома я записал все свои партии за четыре дня. В песне "You Saw Me Coming" Мик играет на бас-гитаре, Чарли, Кит и я записаны вживую. В тот день я чувствовал себя словно с The Faces - раз, два, три! Поехали! Глаза закрыты, встретимся в конце песни. Все партии слайд-гитары я записывал на своей "старушке", на которой когда-то вместе с The Faces делал наш хит " Stay With Me". Инструмент сильно потрёпан, но до сих пор потрясающе звучит.
Как бы вы охарактеризовали изменения в отношениях Мика с Китом?
- В их отношениях большую роль играет то, что оба повзрослели и смерились с тем, что им не переделать друг друга. Сейчас у них всё в проядке. Они прекрасно ладят, в отличие от 80-х, когда только самоубийца мог попытаться примерить их. В те времена были случаи, когда я играл роль миротворца. Я знал, когда нужно вмешаться, а когда лучше отойти в сторону. Всё делалось ради того, чтобы The Rolling Stones жили дальше: "Нравится это или нет, парни, но вам придётся помериться или забудьте о группе".
Заставила ли вас болезнь Чарли задуматься о своём здоровье, о том, что вы смертны, об алкоголизме?
- Я начал употреблять алкоголь и наркотики, когда мне было шестнадцать. Я так и не повзрослел. Я всегда знал, чего хочу, но был напичкан этой дрянью. Иногда я говорю себе: "Чёрт, неужели поздно?" Каждый день я стараюсь из всех сил. После концерта или репетиции очень хочется порадовать себя. Я иду домой и включаю бандитский телесериал вместо того, чтобы выпить. Очень сложно отделаться от привычек, которым следовал 40 лет, - курение, алкоголь, наркотики. Вчера я разговаривал с Китом и Бобби Кейзом. Два засранца пришли ко мне, и мы предавались воспоминаниям. Это самое трудное. Мне иногда не хватает того, чего я вытворял раньше.
Чарли Уоттс:
Как ваше здоровье?
- Хорошо. Мне ужасно повезло. Рак был обнаружен на ранней стадии. Стоило многих усилий привести в порядок мышцы. За мной приглядывает личный тренер Мика.
Какие упражнения вы делаете, чтобы вернуть форму?
- Упражнения на растяжку, приседания. Мне удалили лимфатические узлы. (Уоттс показывает на горло). Мышцы немеют. В течение восьми недель я не мог поднять руку, словно парализованный. Я переживал, не знал, чем буду зарабатывать на жизнь. Группа была на гастролях, а я не был уверен, смогу ли сыграть хотя бы одну песню. Если ты играешь на ударных, то нельзя вдруг остановится в середине композиции. Это гитарист может сделать паузу, а барабанщик должен звучать постоянно.
У вас был рак гортани, хотя вы бросили курить много лет назад. Вас не удивляет, что Кит после всего, что он нюхал, глотал и курил, находится в отличной форме?
- У него другой организм, кроме того, он умеет себя ограничивать. Он никогда не перебирал с наркотиками. Он чётко знал свою дозу и никогда не принимал больше. Многие, кто так делал, умерли. Он мог сломаться, но не сломался. У Кита очень сильная воля к жизни. Ричардс отличается от Ронни. Для Вуда это тяжело. Он нервный. Когда он говорит с тобой или играет на гитаре, с ним всё в порядке. Но стоит только поставить инструмент в угол, ему тут же хочется выпить или закурить.
Мик и Кит начали работать над новым альбомом, когда вам поставили диагноз. Думали ли вы о том, что болезнь может помешать созданию альбома, сорвать гастроли?
- Тогда я вообще не думал о The Stones. Мик несколько раз звонил: "Ты должен поправится. О нас не волнуйся." Жаль, что меня не было рядом с Миком и Китом, когда они писали музыку. Они остались вдвоём. Думаю, им было весело.
Можете представить себе группу без вас?
- Если бы они хотели начать без меня, так бы и случилось. Если бы я не восстановил силы настолько, чтобы участвовать в турне, Мик и Кит могли найти кого-нибудь другого, если бы захотели. Не вижу в этом ничего плохого. Среди музыкантов, гастролирующих с нами, есть те, кто может сделать легко то, что делаю я. Они видят, как я играю каждый день. Самое важное, как мне кажется, - это союз нас четверых. Это и есть - The Stones. Техническая сторона - совсем другое. Это как с The Who. У них было несколько классных ударников. Да и теперь есть один - сын Ринго Старра. Зак - потрясающий барабанщик, но он не Кит Мун. Кит был яркой личностью. Пит Таунсенд и Кит на сцене буквально сходили с ума.
Вы не думали о том, какова была бы ваша карьера, если бы вы не присоединились к The Stones? Что вас так привлекло в этой группе?
- Во-первых, когда я играл с The Stones, гораздо больше людей приходило смотреть на меня по сравнению с другими группами, в которых я играл. У The Stones всегда были поклонницы, неважно, четыре девчушки или четыреста. Меня поражал фанатизм Кита и Брайана Джонса, их абсолютная преданность чикагскому блюзу, Элмору Джеймсу, Джимми Риду и Чаку Берри. Эти двое могли сутками играть их музыку. Слово "поп" не имело большого значения в нашей жизни, пока мы не увидели The Beatles. Я не хотел бы быть одним из них. Мы выступали с ними вместе. На сцене они мало двигались, да и звучали они не очень. Но The Beatles были феноменом. Поражало то, как на них смотрели люди.
Как бы вы охарактеризовали отношения Кита и Мика сейчас? Судя по новым песням и концертам, они стали более близки, чем когда-либо.
- Они как братья, то спорят с друг другом, то приходят к согласию. Между ними лучше не вставать. Они-то договоряться между собой, а ты останешься виноватым. (Смеётся).
Случалось ли, что они настолько отдалялись от друг друга, что возникала необходимость в посреднике?
- Когда это происходило, в голове была одна мысль: "Всё, хватит". Но в большинстве случаев они улаживали всё сами. Сейчас они отлично ладят. Думаю, альбом был записан легко. Даже, когда я вернулся всё было просто. Просто некоторое время их было трое.
Многие поклонники группы, возможно, не знают, что вы с Миком занимаетесь графическим дизайном продукции The Stones. На что делается акцент в имидже The Stones?
- На что-то яркое и запоминающиеся. Не хочется, чтобы это было безвкусным и пошлым. Знаменитый высунутый язык - классический пример. Музыкальный вкус Мика не такой утончённый, как у меня. Он ориентируется на блюз и R&B. Во время последнего турне он сходил с ума по песне "Crazy In Love" Beyonce. Он постоянно её слушал, пританцовывал под неё. В дизайне происходит что-то подобное. Я выберу цвет, а Мик изменит его. Если я беру, к примеру, розовый или бордовый, он переделает его на ярко-красный. Мне кажется, что этот оттенок отвратителен. (Смеётся).
Вы испытываете ностальгию?
- Бывает. Но в той жизни было много неприятных вещей. Например, людей отказывались селить в гостинице из-за того, что у них были длинные волосы. Невероятно! Однажды я поехал в отпуск с женой на остров Корфу. Мы зарегистрировались в лучшем отеле и собрались идти в номер, как вдруг менеджер гостиницы остановил нас и сказал:"Вам туда нельзя". И всё из-за моих волос. В итоге мы остановились на маленькой ферме, там было намного лучше, чем в отеле. Сейчас в шикарных гостиницах живут люди, которые носят спортивные костюмы. А не мог пройти в свой номер, потому что волосы были на два сантиметра длиннее допустимого.
Журнал Rolling Stone от октября 2005.