Интервью: Scorpions для радио Maximum (2002) /Рок Портал OZZYOS/

Интервью: Scorpions для радио Maximum (2002)

 

 

(22.03.2001 - разговаривает с группой Рита Митрофанова) 

23 марта. Москва. Кремль. И толпы людей, с воодушевлением на лицах и блеском в глазах, стекающиеся к Троицким воротам. Это не революция. И даже - не демонстрация. Просто на главной концертной площадке столицы в этот день выступают легендарные "Scorpions" - самая русская народная из всех немецких групп. Главную песню перестройки, "Wind Of Change", и традиционные "Подмосковные вечера" Клаус Майне сегодня будет петь под аккомпанемент Государственного симфонического оркестра России. И это не сиюминутная блажь - свой последний альбом, "Moment Of Glory", "Scorpions" записали вместе с Берлинским Филармоническим Оркестром и теперь колесят по свету с концертами в поддержку пластинки. 

За несколько часов до своего московского выступления музыканты заглянули на Радио МАКСИМУМ, чтобы поболтать со своей давней знакомой, Ритой Митрофановой: 

Рита Митрофанова: Рада вас приветствовать, дорогие друзья! Надеюсь, вы не против, что я вас так называю? Мы ведь уже с вами встречались: Расскажите, как к вам пришла в голову идея поработать с симфоническим оркестром? Насколько мне известно, вы в юности не очень-то жаловали классическую музыку... 

КЛАУС МАЙНЕ: Да, ты права! Мы ее тогда просто ненавидели. Мы занимаемся музыкой 30 лет и добились всего, чего только можно было добиться. Но когда тебе выпадает возможность выступить с лучшими оркестрами мира, это меняет дело! Особенно, если они сами приходят и говорят: нам бы так хотелось с вами поработать! Вот тогда и задумываешься...

Когда сносили Берлинскую стену, мы исполнили "Wind Of Change" на концерте у Брандербургских ворот. С нами играло 160 скрипачей со всего мира, а легендарный Мстислав Ростропович дирижировал оркестром. Мы были очень счастливы и в тот вечер поняли, что готовы работать с Берлинским Филармоническим оркестром. Потому что это уже просто другое измерение! Так что, когда 6 лет назад к нам пришли и предложили сотрудничество, мы согласились. Мы не выпустили этот альбом раньше только потому, что не могли найти нужного аранжировщика. А это очень важно!

Аранжировка должна быть такой, чтобы и классическая, и рок-музыка звучали равноценно. Мы думали сначала работать с Майклом Кейменом, который помог записать подобный альбом группе "Metallica". Мы уже и домой к нему ездили, и песни записали для этого проекта: Но что-то так и не сложилось. А потом он уехал записывать альбом с "Metallica"...

И вот, появился Кристиан Колоновитц. Он - потрясающий аранжировщик. И весной 2000-го года мы начали репетировать, а летом уже сыграли два концерта в нашем родном городе - с одним из лучших оркестров в мире. Это было началом нового этапа в нашей карьере.

И, если вспомнить о 30-летии "Scorpions", то можно сказать, что таким образом мы его отпраздновали. Чего ещё желать? Мы разделили этот опыт с нашими поклонниками, мы уже побывали с этой программой в разных уголках мира: играли с американскими оркестрами в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско (это было в прошлом году).

А теперь вот мы приехали с концертом в Россию: Это будет здорово - выступить с российским оркестром. Мы будем играть в Кремле - это прекрасный зал. Так что для нас - это совершенно особый концерт: И мы собираемся взять вас с собой в путешествие, которое охватывает всю историю "Scorpions"!


РМ: Вот мы и подошли к вопросу о репетициях. Вы уже встречались с нашим оркестром?


КЛАУС МАЙНЕ: У нас сегодня днём будет репетиция с оркестром и дирижёром. Они познакомятся с нашей музыкой, а мы просто послушаем, как вместе звучим. Это будет первая и единственная репетиция. Но ведь это отличный оркестр! Мы доверяем им и их дирижёру. К тому же, у нас уже был опыт работы с другим оркестром - в Минске. Там тоже был прекрасный оркестр, все музыканты - очень опытные. Мы знаем музыку, а они вообще профессионалы. Так что одной репетиции, как правило, бывает достаточно.


РМ: Но тех, с кем вы записывали дуэты, вы не привезли с собой.


КЛАУС МАЙНЕ: Нет. Но мы сейчас раздумываем над одной песней - она называется "Here In My Heart". На нашем концерте в Кремле я был бы просто счастлив спеть её с какой-нибудь российской певицей. У нас уже есть определённые планы, надеюсь, всё получится.


РМ: Кстати, расскажите о своей работе с Зуккеро - вы ведь с ним записали одну из песен для "Moment Of Glory". Он чем-то напоминает Джо Кокера, нет?


КЛАУС МАЙНЕ: Он и есть итальянский Джо Коккер. Блюзовый исполнитель. Мы давно его знаем - он отличный певец и наш друг, и уже была мысль спеть с ним дуэтом. Особенно - песню "Send me an angel". И чтобы записать ее, я поехал в Италию, всего на один вечер, но: это было здорово, потому что Зуккеро пел, как ангел! И мы счастливы, что записались с ним.


PМ: Зато "Midnight in Moscow" ("Подмосковные вечера") вы, похоже, будете петь со всем залом. Знаете, по-русски это звучит несколько по-другому...


КЛАУС МАЙНЕ: Я как раз слышал вчера русскую версию этой песни. Но тот вариант, что мы сделали, идеально нам подходит - Кристиан Колоновитц сделал свою аранжировку. Эта песня вошла в ту часть нашего альбома, которую мы называем "The Deadly Sting Suite". Это песни "Crossfire", "He's A Man She's A Woman" и "Dynamite". И в этом окружении песня "Midnight In Moscow" звучит просто идеально.


РМ: Но ведь есть, наверное, и минусы в работе с таким количеством новых людей. Все они, конечно, гениальны, но это ведь тоже создаёт сложности.


КЛАУС МАЙНЕ: Музыка - универсальный язык. Это вопрос вкуса: тебе должно нравиться то, что делают эти люди, а им - то, что делаешь ты. И если вам легко вместе, всё будет в порядке.


РМ: И никаких проблем?


КЛАУС МАЙНЕ: Никаких! Просто ты все время учишься чему-то новому. Мы - рок-группа. У нас репетиции и все такое. И одновременно с этим нам нужно давать интервью, участвовать в съёмках! Но ты работаешь с огромным оркестром, - человек 85, не меньше - в котором есть свои строгие правила. Во время репетиции, прямо в середине песни им вдруг говорят: "Всё, перерыв!". И все уходят! Они очень организованные. Оркестр закончил работу и ушёл: "Встретимся завтра!". А рок-музыканты другие: "Что, сейчас 5 утра? Да никаких проблем, продолжаем!". 

И дело здесь не в том, что они ленивые или как-то небрежно к вам относятся. Просто, например, трубачи не могут играть более двух часов подряд. Два часа - и им нужен перерыв. И так у всех музыкантов оркестра.


РМ: Обложка этого альбома такая славная!


КЛАУС МАЙНЕ: Это динозавр. Так как альбом называется "Moment Of Glory", мы решили назвать его - Глория. Мы искали какой-то сильный имидж, и мне понравилась сама идея, что кто-то может назвать "Scorpions" "динозаврами" - нам это нравится. Только мы решили добавить к этому немножко юмора: надели на него серёжки, навешали украшений. Получилось, что рок-динозавр готовится провести вечер в опере.


РМ: Какие города вы собираетесь посетить в России? Или только Москву?


КЛАУС МАЙНЕ: Мы уже играли в Минске, теперь вот будем выступать в Москве, потом едем в Питер, потом в Прибалтику и на Украину - в Киев. Всего в бывшем Советском Союзе будет около 7 концертов.


РМ: А в Европе?


КЛАУС МАЙНЕ: В Европе всё по-другому. Мы совсем недавно записали акустический альбом в Лиссабоне, в Португалии. Он выйдет в мае. Так что в июне мы съездим в Германию, дадим там пару концертов в поддержку этого альбома. Потом поедем в Европу и Азию. Надеемся и сюда, в Россию, приехать в следующем году, представить его нашим поклонникам.

Конечно, выступать с различными оркестрами - отличная идея, но поддерживать новую пластинку- это уже другая история. Мы сейчас хотим сконцентрироваться на новом альбоме. Unplugged-программу мы играем с приглашенными музыкантами.

Например, на концерте в Португалии с нами на сцене было ещё 12 человек с разными акустическими инструментами: перкуссия, виолончель, ещё одна гитара: Нам нравится делать самые разные концертные программы, пробовать разные подходы: Это очень вдохновляет - новые люди, новые концепции. А после этого акустического тура, думаю, мы возьмём творческий отпуск и запишем настоящий рок-альбом, в котором будет все то, чем знамениты "Scorpions": И мы надеемся выпустить рок-альбом уже в 2002-м году.


РМ: В вашем пресс-релизе я прочитала: вы сказали, что рады снова оказаться в России. Сколько раз вы здесь уже были?


КЛАУС МАЙНЕ: В 88-м году - просто с визитом, в 89-м и 98-м - с концертами. Так что это - наше четвертое посещение России.


РМ: А с Горбачевым вы когда встречались?


КЛАУС МАЙНЕ: Ой! Конечно! В декабре 91-го года, ровно 10 лет назад. Это была очень приятная встреча. Продолжалась всего час. Там были мы, Горбачёв и его жена Раиса Горбачёва. Мы говорили о музыке, а он нам рассказывал о перестройке. И мы тогда подарили ему свою золотую пластинку. Ту самую, которую получили за сингл "Wind Of Change": Так что, похоже, мы уже в пятый раз сюда приехали.


РМ: А больше вы не встречались с Михаилом Сергеевичем?


КЛАУС МАЙНЕ: Мы виделись ещё пару раз - вначале в Греции, потом в Ганновере, нашем родном городе. И ещё раз, когда мы оба были приглашены на сьемки одной телепрограммы. Честно говоря, было бы славно встретиться с ним как-нибудь ещё. Та наша первая встреча - очень приятное воспоминание для нас.


РМ: А с нашим новым президентом вы не знакомы?


КЛАУС МАЙНЕ: Нет. Хотя нам говорили, что мистер Путин - наш поклонник, он ведь много времени провёл в Германии.

А вообще, мы считаем Россию одной из самых важных стран в своей карьере, как бы частью своей истории. Нас часто спрашивают о самом ярком моменте нашей карьере. И мы всегда вспоминаем концерт 89-го года перед мавзолеем Ленина - "Moscow Peace Fest". Так что мы чувствуем определённую связь с этой страной.

Я вчера говорил с одним человеком. В 89-м году он служил в армии. И когда наш концерт показывали по телевидению, молодым солдатам не разрешили смотреть. Только тем, кто уже давно служит, можно было смотреть телевизор. Но они, молодые, всё-таки пробрались в комнату, где был телевизор. И смотрели концерт из-под кроватей. Представляете? Из-под кроватей!

Да, это было давно. Но каждый раз, когда мы сюда возвращаемся, гуляем по Красной Площади, у нас это вызывает такие замечательные воспоминания! Куда бы мы не поехали, каждый раз, когда мы говорим про песню "Wind Of Change", я чувствую себя связанным с этой страной, с этим городом и с этими людьми: Вот поэтому нам так приятно сюда возвращаться!


РМ: Спасибо вам за добрые слова в адрес нашей страны, потому что иногда у нас возникает чуть ли не ненависть к ней.


КЛАУС МАЙНЕ: Нет в мире совершенства. Знаешь, когда мы в первый раз сюда приехали, Москва была серой. И только по ночам иногда можно было увидеть красные и зелёные огоньки: А сейчас - просто фантастика! Такой яркий город, весь в огнях! Просто приятно посмотреть!

Тогда, в 88-м, мы хотели отыграть здесь концерт, но нам не позволили! Сказали: "Мы не можем позволить рок-музыке звучать в Москве!" Так что мы поехали в Ленинград - тогда он ещё так назывался - и сыграли там. Все были просто в восторге: и те, кто пришёл на наш концерт, и мы сами - оттого, что людям так понравилась наша музыка! Так что мы дали там 10 концертов. Но сыграть в Москве тогда было просто невозможно!

А всего через год, в 89-м, мы уже выступали на московском стадионе! И на сцену вышел один человек и крикнул: "Пусть начнётся рок-н-ролл!". И вся многотысячная толпа закричала в ответ: "Да!". Это было просто невероятно - увидеть, как огромный стадион просто с ума сходит от рок-музыки. Потом мы пошли в Парк Горького, где на деревьях были развешены репродукторы, из которых доносилась наша музыка!

На том концерте были и российские музыканты- "Gorky Park", "Бригада С", а также выступали Bon Jovi, Motley Crue, Ozzy Osborne: Были еще журналисты с американского MTV, из Японии, со всего мира. Я помню, мы все вместе плыли на корабле по Москве-реке, разговаривали - и понимали друг друга, потому что общались на одном и том же языке. Этот язык - музыка. Она стала для всех нас связующим звеном. Именно это вдохновило меня написать "Wind Of Change" - это ощущение надежды, понимания, и вот это внезапное чувство всеобщего единения.


РМ: А как там у вас, в вашей родной Германии? Всё в порядке?


КЛАУС МАЙНЕ: Так же как и у вас. Всегда два шага вперёд, один назад. Любой системе не так-то просто внезапно превратиться в демократическую. Нам всё ещё нужно кое-что изменить в восточной части Германии. Потому что для нас всё ещё достаточно сложно по-настоящему объединиться. Например, когда снесли берлинскую стену, все праздновали! А потом просто разбежались, сказали: "О нет, празднование - это хорошо, а вот уборка территории после вечеринки нас уже не касается!".

Мы родились, когда Берлин уже был разделён на две половинки, и думали, что так будет всегда. И вдруг всё изменилось - мы снова стали единой страной. Вот для молодого поколения единая Германия - это уже нормально!

Теперь мы говорим о воссоединившейся Германии, о стране в самом сердце Европы, и мы, надеюсь, все вместе будем работать в этом направлении. Ты знаешьэто такоемузыкальное видение мира: let's come together, let's join, let's make it a better world: МечтаТо, что ещё Джон Леннон описал в "Imagine"... А вообще, мне кажется, что сейчас отношения между странами намного лучше, чем несколько лет назад. Разве я не прав? Конечно, есть ещё проблемы, и много, но в целом...


РМ: А вот я слышала, что в Швейцарии легализовали марихуану.


КЛАУС МАЙНЕ: Ага.


РМ: Так что начинается новая жизнь!


КЛАУС МАЙНЕ: В Голландии марихуана уже давно разрешена. И единственную проблему там создают иностранцы, которые приезжают из стран, где не такие лояльные законы, обкуриваются и безобразничают: Что тут скажешь? По-моему, каждый должен сам за себя решать!


РМ: А как вы обычно проводите свои дни?


КЛАУС МАЙНЕ: Вся жизнь у нас похожа на кино. Ищешь вдохновения, новых впечатлений, расслабляешься, встречаешься с друзьями, обедаешь с ними, играешь в теннис. И в то же самое время готовишься к следующему туру, новому проекту. Скучать бывает некогда. Репетиции, путешествия, переезды, интервью, а ещё пытаешься песни писать. И всегда есть шанс встретить интересных людей, пообщаться с ними. Нам повезло, что мы можем вести такую жизнь.

А когда приезжаем домой - ведем обычную жизнь, стараемся, что называется, заменить батарейки.


РМ: Вы все живёте в Ганновере?


КЛАУС МАЙНЕ: Трое - в Ганновере - в нескольких минутах ходьбы друг от друга. А вот наш басист и барабанщик живут в Лос-Анджелесе, в Калифорнии. Так что мы - что-то вроде интернациональной семьи.


РМ: Вы столько лет вместе, и у вас до сих пор хорошие отношения.


КЛАУС МАЙНЕ: Когда пятеро разных людей создают что-то вместе, всегда случаются напряжённые моменты. Но это необходимо, чтобы научиться находить компромисс. Для нас самое главное - результат, а значит, все должны работать в этом направлении. И если у вас все получается, надо просто уметь этому радоваться! Мы существуем уже 30 лет - срок, за который развалилось столько групп. Почему мы существуем так долго? Потому что мы всегда задаём себе вопрос: как мы можем улучшить свою музыку, как мы можем освежить свой звук? К тому же, мы любим то, что мы делаем. Нам нравится заниматься музыкой, мы любим выступать, стоять на сцене. Для нас это всё ещё настоящая страсть!

.