Самая классическая из всех рок-групп, когда -либо существовавших на свете... Вот уже более тридцати лет этот титул сохраняет за собой группа Renaissance, одно из самых загадочных (и даже мистических) порождений эпохи раннего прогрессивного рока. Впрочем, своеобразный и узнаваемый стиль этой группы делает просто невозможным однозначно заключить ее в узкие жанровые рамки. Арт-рок? Прогрессив? Фолк, замешанный на классике? Всего этого в творчестве Renaissance хватало с избытком...
Если же отложить в сторон опостылевшие ярлыки, остается самое ценное: удивительная мягкость и мелодичность, нестандартность мелодики, помноженная на чарующий голос Энни Хэслем. Словом - достаточно для того, чтобы остаться в истории - пусть и не в числе групп "первого дивизиона". При жизни группы на долю Renaissance не часто выпадало бурное неистовство на концертах... Да и публика у них была своеобразная: интеллектуалы от рока и студенты предпочитали слушать группу не в многотысячном реве стадионов, а в уютной интимности классических концертных залов.
Бесспорно, были в их багаже и стопроцентно коммерческие хиты: взять хотя бы Ocean Gipsy - ведь именно эта композиция, перепетая несколько лет назад давней поклонницей Хэслем Кэндис Найт, подняла новую волну интереса к творчеству Renaissance. Да и сам проект Blackmore's Night, созданный Кэндис совместно с Ритчи Блэкмором, явно вышел из "ренессансной" шинели, как бы не старался маэстро Ритчи доказать обратное...
Как бы то ни было, сегодня Renaissance вновь в моде. Спешно переизданы в формате CD многие их их диски, об обладании которыми еще пятилетку назад и помыслить было невозможно! Россия, как водится, вновь оказалась впереди планеты всей - и сегодня некоторые диски Renaissance и примкнувших к ним потомков типа Armageddon или Illusion наличествуют на рынке лишь в виде российских переизданий...
Вспомним же, с чего все начиналось...
История Renaissance полна мифов и легенд - и все той же неизбежной мистики. Ведь группа рождалась трижды, каждый раз приходя к публике в новом составе. Первое воплощение группы в 1969 году связано с распадом знаменитого британского ансамбля Yardbirds. О судьбе его "фронтмэнов", основавших год спустя малоизвестную группу под названием Led Zeppelin, мы поговорим когда-нибудь в другой раз, а сейчас проследим за теми участниками группы, кто остался в тени - певцом и арфистом Кейтом Рельфом и ударником Джимом Маккарти.
Оставшись без обжитого коллектива, друзья решили основать новую группу - а заодно и резко поменять стиль. Хард-рок уступил дорогу классике, пронзительные гитарные соло - лидирующему фортепиано, мужской вокал - женскому. Так родился Renaissance, участниками которого стали сестра Рельфа Джейн, бывший клавишник группы Nashville Teens Джон Хокен и бассист Луи Сеннамо. Рельф и Маккарти сохранили дух экспериментирования своей прежней ритм-энд-блюзовой группы - на этот раз на одноименном дебютном альбоме они попытались смешать классическую музыку, фолк, джаз, блюз и рок. Кстати, продюсером диска стал еще одни бывший участник Yardbirds Пол Самуэл Смит.
Особых поводов для удовлетворения первой работой у отцов-основателей не оказалось, тем более, что она не произвела особого впечатления на публику. Оба они ушли в тот момент, когда остаток группы подписал контракт с фирмой Sovereign и погрузился в студийную работу. Рельф еще неоднократно старался найти выход своим талантам, организуя и распуская различные группы. В частности, в 1975 году Рэлф и Сеннамо выпустили первый альбом своего проекта Armageddon, попытавшись найти новое сочетание рока с акустическими элементами. Однако неудача ходила за ним по пятам и в 1976 году, через две недели после того, как Кейт Рэлф объявил об организации очередной группы, он был найден мертвым в своем доме с подключенной электрогитарой в руках. Несколько более счастливой оказалась сценическая судьба его сестра Джейн - первой вокалистки Renaissance: через несколько лет публика вновь услышит ее голос на дисках проекта Illussion - сестры-близняшки Renaissance. Новая группа исполняла примерно ту же музыку, что и Renaissance, но песенное начала превалировало над симфоническим. Записав три альбома (последний был выпущен только в 1990 году) они распались. Джим Маккарти, Джейн Рельф и Луис Сеннамо пересели в новую команду Stairway, исполняющую эфирную и мелодичную, большей частью инструментальную музыку, отдающую "нью-эйдж".
...Однако вернемся в 1970 год. Оставшиеся члены группы - Маккарти, гитарист Мик Данфорд, ударник Терри Слэйд и басист Нейл Корнер - записали новый диск Renaissance (2), из-за внутренних трений выпущенный только в 1974 году. Не успев закончить эту работу, группа развалилась, причем единственным желающим пользоваться старым ярлыком остался недавно попавший в коллектив пианист Джон Хокен. Мик Данфорд предпочел отвечать только за сочинение и продукцию и был заменен на молодого гитариста Дэвида Парсонса, а Маккарти, сраженный острым приступом пессимизма, оставил группу аккурат перед началом европейского тура!. Хокен набрал новый состав, но затем и сам сбежал, укоренившись на пару лет в составе Strawbs - зато к этому времени решил вернуться Данфорд! В результате на концертах материал этого альбома исполняли музыканты, ни один из которых его не записывал... Новый состав Renaissance переселился в США и приступил к работе. Однако прежде чем их первый альбом здесь был записан, в автокатастрофе погиб гитарист Дэвид Парсонс и его заменил Роб Хендри....
К счастью, полоса неудач п перетурбаций закончилась, и в 1972 году Renaissance наконец-то обрел свой первый постоянный состав:
Annie Haslam on vocals
John Tout on keyboards
Jon Camp on bass
Rob Hendry on guitar
Terry Sullivan on drums
В этом составе группа и записала свой новый диск с красноречивым названием Prologue, основанный на мелодиях, созданных Маккарти и Данфордом, и лирике "штатной" поэтессы ансамбля Бетти Тэтчер. Фирменным знаком ансамбля являлся ясный и регулируемый голос Энни Хэслем (мужской вокал принадлежал басисту Джо Кэмпу), который придавал окраску их "головным" мелодиям. Обладательница лучшего женского вокала в истории рок-музыки (диапазон ее голоса - пять октав!), Хэслем пришла в группу по... объявлению, опубликованному в журнале Melody Maker. Именно она и придала группе узнаваемо мягкое, классическое звучание, благодаря которому группа стала в рок-музыке чем-то вроде белых ворон, хотя приобрела в Америке и преданную аудиторию, и все возрастающий с каждым годом успех в списках.
Композиторская работа Майкла Данфорда в соединении с текстами Бетти Тэтчер, написанными для нового альбома (4), обеспечили последнему прием в Америке гораздо лучший, чем в Европе. Тогда же Терри Салливан вытеснил с ударных Слэйда. Следующий диск (5) был выпущен в Британии на целый год позже, чем в США. На этих двух дисках прежние фольклорные влияния были заменены джазовыми акцентами и более симфонической проработкой материала. В 1973 году ушел Хендри, и Данфорд вернулся на гитару. Ансамбль записал один из самых популярных своих альбомов (6) (песни с него на какое-то время буквально оккупировали радиопрограммы Западного побережья) и дал концерт в "Карнеги-холле" с оркестром нью-йоркской филармонии. С этим же коллективом была записана интерпретация произведения Римского-Корсакова "Шехерезада", где оркестровка соединялась с необыкновенными по красоте вокальными гармониями. Они же стали козырной картой более попсового диска (9), их самого значительного коммерческого достижения в Британии. Песня Northern Lights, взятая с этой пластинки, попала в 1978 году в десятку в британских списках. Диск следующего года (11) стал еще одним (и последним) альбомом, добившимся какого-либо признания на родине.
К тому времени подоспел и первый "сольник" Энни, записанный совместно с ее давним другом и любовником Роем Вудом. Как ни странно, совместный проект двух столь различных натур оказался удачным - сочетание взбалмошного композиторского дара Роя и вокала Хэслем образовало сплав самой высокой пробы... Кстати, этот жест любезности со стороны Вуда был отдетным - до этого Энни успела записаться на двух альбомах Роя. Их сотрудничество продолжается и сегодня - в конце 90-х Вуд участвовал в записи новых инструментальных дорожек для альбома хитов Renaissance.
В 1980 году группа уволила клавишника Тони Тодда, за ним моментально ушел его друг Салливан. Оставшись в составе трио, Renaissance начал активные поиски новых участников. Желающих не пришлось долго ждать: новым ударником стал Питер Бэррон, а место за клавишами занял Питер Гослинг, ранее сотрудничавший с Данфордом и Хэслем в рамках временного проекта "Невада". Однако новая кровь, влитая в дряхлеющие вены группы двумя рекрутами, оказалась явно не той группы: новый альбом (12), напоминавший уже не работы Renaissance, а диски какого-нибудь Duran Duran, стал самым сокрушительным провалом группы (хотя сопутствующие выходу диска гастроли оказались весьма доходными). Взборденный последним фактом, коллектив вновь решил наступить на те же грабли... Появившийся в итоге альбом (13) не содержал ничего, кроме синтезаторной попсы. Стало ясно, что коллектив находится на грани распада - что, собственно и произошло. Через год тихо и незаметно ушла из группы Энни, начавшая работу над собственным "классическим" альбомом Still Life.
В последующие годы участники группы тихо занимались сольными проектами, изредка собираясь для выпуска очередного сборника или коллекции раритетов. Хэслем успела поработать со Стивом Хоу из Yes (правда, так и не доведя запись совместного диска до конца), Майкл Данфорд поставил мюзикл "Шахразада"... Казалось, что Renaissance навсегда отошел в прошлое. Однако в начале 90-х годов пришло шокирующее известие - Майкл Данфорд решил реанимировать группу с новой вокалисткой Стефани Эдлингтон! Реация со стороны обиженной Энни, только что оправившейся от рака груди, последовала незамедлительно: новый сольник Хэслем Blessing In Disguise был выпущен под маркой Annie Haslam's Renauissance...
Как и следовало ожидать, из проекта Данфорда ничего не вышло: вокальные данные Стефани явно не могли сравниться с пятью октавами Хэслем. Однако через два года Майкл собрал очередной "новый" состав Renaissance и записал с ним сборник классических вещей группы, вышедший на волне успеха той самой версии Ocean Gipsy в исполнении Blackmore's Night...
Несмотря на "предательство" Данфорда все члены группы остались в дружеских отношениях - по крайней мере, в интервью усиленно демонстрируя лояльность друг к другу и изредка намекая на возможное возрождение Renaissance. Увы, пока что дело не продвигается дальше совместного ремастеринга не выходившего ранее материала.
Энни Хэслем с успехом продолжает сольную карьеру - в прошлом году вышел в свет ее новый диск Dawn Of Ananda, а на Рождество 2001 года намечено переиздание ее давнего альбома рождественских песен.
Дискография
Renaissance
Renaissance (ISL 1969) A/B:1/2
Illusion (ISL 1970) A/B:1/2
Prologue (Sovereign 1972)
Ashes Are Burning (Sovereign 1973)
Turn of the Cards (BTM 1974)
Scheherezade and Other Stories (BTM 1975)
Live at Carnegie Hall (записан в 1975 г.) (Sire 1976)
Novella (WB 1977)
A Song for All Seasons (WB 1978)
In the Beginning (CPT 1979)
Azure d'Or (WB 1979)
Camera Camera (Illegal 1981)
Time Line (A&M 1983)
The Other Woman (Beat Goes On 1995)
Ocean Gipsy (1997)
сборники:
Tales of 1001 Nights, Vols 1 & 2
Da Capo (Repertoire 1996) 00
сольные альбомы Энни Хэслем:
Annie in the Wonderland (Sire 1978)
Stlii Life (One Way 1985)
Annie Haslam (Columbia 1989)
Blessing In Disguise (с Королевским Симфоническим оркестром) (One Way 1994)
Dawn Of Ananda (2000)
альбомы группы Illusion:
Out of the Mist (ISL 1977)
Illusion (ISL 1978)
Enchanted Caress ((материал 1979 года) (Promised Land 1990) B/C:1/2
альбомы группы Stairway:
Aquamarine
Moonstone (1988)
Songs Of The Heart
Medicine Dance