Великий Американский фантазёр Стивен Кинг, большой чернушник и знаток рок-н-ролла, начал бы описание тяжёлого субботнего вечера 8 октября с яростных порывов октябрьского ветра. Этот ветер гнал бы по земле, жаждущей правильного осеннего дождя, мёртвые листья, которые превращались бы в процессе гонки в драконов, чёрных всадников, гоблинов, намухоморившихся в хлам друидов, языческих идолов... На Новодевичьем кладбище, если верить Кингу, забеспокоились бы великие покойники, Н.В. Гоголь опять пробормотал бы во сне: "Отдайте мне голову, отдайте голову, черти!.. И американец был бы отчасти прав - В Лужниках, около некрополя, за надёжной кирпичной стеной, праздновала своё 20-летие непотопляемая тяж метал-группа "АРИЯ", скалками битая, журналистами заплёванная, подозреваемая в сатанизме, национализме, скандализме, фашизме, норманизме, кретинизме, пофигизме и прочих придуманных и ещё не придуманных "измах".
История, раздирающая в клочья души все новых поколений, только вступающих на скользкий путь любви к рок-музыке, началась в в 1985 году, на заре пресловутой перестройки. Первый концерт состоялся в скромном зале ДК МАИ и наделал много шума в прямом и и переносных смыслах. Десятилетие отмечалось в модном в те времена клубе "Пилот", и тогда все на той же "ЗД" я сравнивала группу, с которой Судьба накрепко связала меня мотками качественной колючей проволоки, с пингвинами. Мол, сидят эти создания до поры до времени в своих холодильниках, превращаясь в милых существ с бархатной шкуркой, а потом выносят ударом лохматых голов двери "Индезитов" и "Морозко" и превращаются в жар-птиц рока согласно правилам волнообразности тяжёлого жанра. На сегодняшний день это сравнение явно устарело.
"Арийцы" давно уже матёрые хеви-волчары, которым даже на секунду лень прикинуться дохлыми и плюхнуться вверх лапанми на узкой лесной тропе, чтобы поглумиться над незадачливыми гробовщиками-охотниками. Они научились размножаться почкованием, создавая определённые информационные проблемы для своих поклонниках в далёких регионах - там ещё не все оказывается в курсе, что группу покинули В. Кипелов , гитарист С. Терентьев, барабанщик А. Манякин. Не все знают, что вокалиста В. Кипелова уже покинул тот же С. Терентьев и примкнувший было к вокалисту В. Кипелову бывший гитарист "Арии" С. Марвин, с которым тот же Кипелов уже как-то уходил их той же "Арии". Вокалист В. Кипелов и гитарист С. Терентьев (может быть, случайно!) круто поздравили коллектив бывших однокашников, выпустив ко дню празднования 20-летия по сольному альбому...
Кое-кто сетует, что, дескать, группа уже не та, что раньше, что многое в ней изменилось. А какая сила знает, что есть "то", а что есть "не то"? И кто решает, что группе нельзя меняться? Даже мёртвое тело претерпевает изменения, постепенно превращаясь в прах. Что же говорить тогда о живых?
Сама "Ария" нового альбома выпустить не сумела, Но устроила в Лужниках настоящий праздник не только для себя, любимой, но и для всех социальных групп населения, выросших на "арийских" нетленках. Вереницы автомобилей различных фирм и достоинств, с блондинками за рулём и без блондинок, везли представителей удачного среднего класса вдохнуть проперчённый воздух юности, поностальгировать по тем временам, когда можно было, не запятнав деловую репутацию, поорать всласть: "Раскачаем этот мир!". Теперь такой "раскачки" они бояться, как некоторые святоши группу "АРИЯ". Те, кто ещё болтается в пространстве междуклассовости в силу возраста, шли на своих двоих, с транспарантами, украсив себя свидетельствами исторического развития любимой группы - на головах банданы с надписью "АРИЯ", на телах - майки с суровыми лицами Кипелыча и Марвика.
Спортивная арена забита до отказа, шустрит ОМОН, на экранах - слайд-шоу без изъятия изображений покинувших группу персонажей, свидетельство славного боевого пути. Трибуны скандируют "Ария! Ария!, Кипелов! Кипелов!" - всё ещё надеясь, что Валерий Саныч приедет, взойдёт на одну сцену с "арийцами", тряхнёт стариной... Увы, в эти часы Кипеловским Вокалом наслаждался город первого победного салюта - Орёл...
На сцену "высыпалась" группа Сергея Марвина с новым вокалистом. Огромное пространство "съедает" мавританскую молодёжь, но солист А. Лефлер справляется с волнением и выдаёт парочку вполне обнадёживающих вокализов... Зал вдохновлено пропевает с ними "Пока Боги Спят". "Будем Жить, Мать Россия", несколько загнанная по темпу, проходит на ура.
Монстрообразные "Мастера" во главе с незгибаемым Аликом Грановским, когда-то стоявшим у арийских истоков, поздравляют коллег по цеху, исполнея старые песни о бедном Иракушке, грозную "С кем ты?" и - под огоньки зажигалок и тихие всхлипы впечатлительных дам - "В небе вороны, в неб и голуби"...
А дальше - пошли громить, бомбить, утюжить сами виновники торжества. Можете подозревать меня в субъективизме и протекционизме, но прошла уже неделя, а я твёрдо уверена, что этот концерт можно считать Концертом Года. Мне как взрослому ворчливому человеку придраться не к чему, а молодёжь всегда найдёт причину для недовольства (что, собственно и произошло, если судить по отчётам в сети). "Арийские" динозавры - В. Холстинин, С. Попов, В. Дубинин, М. Удалов - превзошли сами себя и в исполнительском мастерстве, и в сценографии. Представляю сколько ночей не спал Юрий Соколов, режиссер сего действа, придумывая очерёдность видеоряда, составляя сценарий, уговаривая несговорчивых музыкантов... Уж я то знаю их тяжёлый характер! По несколько вещей с каждого альбома (потерялся, правда, "Генератор Зла"), акустический сет, симфонический оркестр под руководством демонического К. Кремца в красной мантии не то проснувшегося раньше времени Деда Мороза, не то сказочного короля... Артур Беркут за клавишными, душевно поющий печальную "Там Высоко"... Поздравляю Артура с одним из лучших его выступлений!
Кстати, с приходом в "Арию" бывшего вокалиста "Автографа" по зрелищности концерты становятся всё больше похожи на театральные действа. Жаль, что не всем удалось увидеть предыдущие супершоу "Живой Огонь". Маврик под овации зала играет с группой "Герой Асфальта" - и моментально вырастает лес металлических "коз".
Грановский с оркестром на фоне изображения мадридских часов дьявольски хорош, исполняя ставшего классикой "Тореро", и, наконец, появляется Андрей Большаков и прилетевший из Бельгии клавишник К. Покровский - звучит "Воля и Разум", финальная песня, давно превратившаяся в гимн и исполняемая всеми отпочковавшимися от "Арии" группами.
Кода концерта неожиданно выходит в духе старых американских комедий - Дубинин, всегда отличавшийся решительностью, залепил праздничным тортом в лицо оторопевшему Беркуту... Четыре остальных тортика оказались неоприходованными - по замыслу режиссера, все музыканты должны были порадовать себя метанием друг в друга кондитерских изделий. Побоялись испачкать свои гитары...
"Конечно, надо было сыграть и "Встань, страх преодолей"!" - сетовал после окончания концерта А. Большаков, бас-гитарист В. Дубинин обнимал бас-гитариста С. Грановского и призывал "сделать что-нибудь вместе", философ В. Холстинин по поводу отсутсвия некоторых бывших "арийцев" на юбилее произнёс фразу 20-летия: "Пора перестать что-то делить и вспоминать старые обиды, может быть, жить нам осталось всего два понедельника!"
Два понедельника или три пятницы - жизнь покажет, но на душе у меня действительно не спокойно... В юбилейном угаре по поводу прихода третьей молодости мы совсем забыли о том человеке, который начал "арийскую" историю, но не дожил до лужниковских триумфов, - не вспомнили о Викторе Векштейне. А ведь это он первым в СССР пошёл на риск, создав хэви-металическую команду с громким провокационным названием, и никто ему не крикнул "Берегись!" (как в "арийской" песне). Сегодня я исправляю эту досадную ошибку...
Газета "МК"от 14 октября 2005 г. Автор: Маргарита Пушкина