Четверка Fleetwood Mаc, своей работой ознаменовавшая расцвет блюзового бума в Англии во второй половине 60-х годов, являет собой, с одной стороны, классический пример несовпадения творческих индивидуальностей, с другой - это демонстрация того, как их воздействие пустило корни и побудило многих молодых музыкантов к поискам оригинального самовыражения.
Трое из первых членов группы работали с Джоном Мэйоллом, предтечей блюзового направления: гитарист Питер Грин, басист Джон МакВай и ударник Мик Флитвуд.
Основателем ансамбля стал Питер Грин, родившийся в еврейской семье в трущобах Восточного Лондона. Профессионально начал выступать в качестве басиста на представлениях Питера Биса и в группе Питера Барденса. Позже, когда Барденс вместе с Миком Флитвудом и (на время) Родом Стюартом организовал ритм-энд-блюзовую группу Shotgun Express, Грин остался с ним в качестве гитариста.
Грин быстро понял, что именно в блюзах он может наиболее полно выразить себя, и первого прорыва в своей карьере он достиг в тот момент, когда Джон Мэйолл в 1966 году попросил его заменить в группе Bluesbreakers только что ушедшего Эрика Клэптона. Грин быстро расцвел как великолепный выразитель идей Мэйолла (его можно услышать на альбоме А Hard Road 1966 года) и сделал следующий закономерный шаг для развития собственной карьеры - в 1967 году ушел с басистом Мэйолла Джоном Макваем организовать Fleetwood Mаc. Четвертым членом группы стал гитарист Джереми Спенсер, неплохо поющий и прилично владеющий слайд-гитарой в манере Элмора Джеймса.
Группа впервые появилась под названием Peter Green's Fleetwood Mаc 12 августа 1967 года на английском джазовом и блюзовом фестивале. Чуть позже они заключили контракт с блюзовым импресарио и продюсером Майком Верноном из фирмы Blue Horizon.
Используя вокал, гитару и таланты композитора Грина в качестве основной ударной силы, группа в несколько месяцев выдвинулась на место ведущей английской блюзовой группы. Их именной дебютный альбом, вышедший в начале 1968 года, в то время, когда в английских списках доминировали Beatles, Rolling Stones и Cream, потряс музыкальную индустрию и оставался в списках бестселлеров в течение 13 месяцев.
Несколько иной сначала была реакция критики, которая все еще находилась под впечатлением недавнего содружества Грина с Мэйоллом. Неудивительно, что на стереотипный парафраз блюзовой классики Dust Mу Broom она отреагировала крайне раздраженно (на втором альбоме группы появилось еще четыре записи того же типа, что свидетельствовало о трудностях с репертуаром). Не добились у критики признания и откровенно пародийные номера Джереми Спенсера, навеянные стилем Бадди Холли и других рокеров.
В конце 1968 года Грин дополнил состав группы своим молодым протеже Дэнни Кирвэном, и с этого момента Fleetwood Mаc представляет собой уникальное объединение с тремя гитарами на переднем плане, в котором каждый член мог сочинять и исполнять свой материал.
Грин с того времени начал отходить от ортодоксальных блюзов. Эта тенденция стала особенно очевидной в экспериментальном исполнении нового, совершенно нетипичного для современной популярной музыки хитового сингла Albatross, ставшего первым номером в Англии в декабре 1968 года, минорной интерпретацией Грина мелодии Sleep Walk Сапто и Джонни, сочиненной в 1959 году.
Другие синглы также оказались выдающимися: прежде всего, это I Need Your Love so Bad, запись, которая от стандартного блюза отличается тем же сочетанием расчета и фантазии, идеи и случая, что ранее были характерными для творений Beatles. B этом примере гитару и вокал Грина дополняет звук виолончели. Песней Black Magic Woman Питер Грин приобщил к своему стилю и Карлоса Сантану, в исполнении которого (неизмененная, но более выразительная) она стала известной всему миру. Или Oh Well, сингл в двух частях и нескольких взаимно контрастных пассажах, который своим пророческим звучанием вполне мог претендовать на место в анналах роковой музыки. Наиболее полным представлением этой фазы стал несколько разнородный, но в целом недооцененный альбом Then Play On, содержащий материал, сочиненный Грином, Спенсером и Кирвэном.
Однако в этот момент попытки группы добиться успеха в США оставались безрезультатными. В своем первом американском турне они открывали выступления Jethro Tull и Джо Кокера, хотя в Англии котировались гораздо выше их. Пожалуй, во всех смыслах Fleetwood Mаc можно было назвать самой эмоциональной английской группой.
Дело дошло до развлекательной фазы в развитии группы; звук ансамбля очистился, дистиллировался до неагрессивного, но приятно возбуждающего и функционального, до идеала рокового фанатика, которого умилял блюз и непосредственно выраженные музыкальные идеи и которого утомляли децибелы многотоннажных Led Zeppelin и других хард-роковых групп. Единственным аналогом такой "диеты" в те времена явилась кристально прозрачная сыгранность четверки Doors. Коммерческим потенциалом Fleetwood Mac в то время относительно пренебрегли, а вклад их в развитие роковой музыки был недооценен.
В мае 1970 года, в период своего увлечения религией, Питер Грин объявил о своем уходе из группы и вообще из сферы музыкального бизнеса. Тогда же он сообщил, что все имеющиеся у него деньги он жертвует на благотворительные цели. Его песня The Green Manalishi, выпущенная вскоре после этого события, была последним появлением продукции Fleetwood Mаc в английских чартах вплоть до переиздания мелодии Albatross в 1973 году.
С этого момента активность Грина становится очень неопределенной. Он возобновляет свои связи с коммуной хиппи в Германии, играет в очень небольшом числе необъявленных сольных концертов в лондонских клубах, избегая роковой прессы, которая в его поисках сбилась с ног, а затем на некоторое время выпадает из поля зрения.
Дебютный лонгплей Питеpа Гpина произвел очень противоречивое впечатление. Сам Гpин играл на шести инструментах, и партия каждого была по меньшей меpе маленьким шедевром, по мнению одних рецензентов, и не показала ничего из способностей Питеpа, по мнению других. В июне 1971 года в свет вышел эмоциональный сингл Heavy Heart, на следующий год - сделанный в сотрудничестве с Найджелом Уотсоном Beasts of Burden.
В течение последующего времени поклонники Грина были вынуждены довольствоваться лишь слухами о его местопребывании и роде занятий: он работал могильщиком (так), барменом в Корнуолле (не проверено), присоединился к общине в Израиле (так), играл на гитаре в песне Night Watch при записи альбома Penguin его бывшей группы (маловероятно), работал санитаром в госпитале (так). Затем он все же выходит на сцену, когда Мэгги Белл набралась смелости пригласить его для одного выступления в 1972 году на Линкольнском фестивале вместо недавно погибшего Леса Харви. Когда речь зашла о регулярных выступлениях, Грин сказал было "да", но затем передумал.
Он возобновил свою активность в 1979 году выпуском лонгплея Little Dreamer, оптимистической коллекцией песен, среди которых проблескивали искры его прежнего огня. Следующий альбом был более ориентирован на блюзы; он, как и два следующих, консолидировал позицию артиста в роковом мире.
В 1982 году Гpин, вернувший себе исконную фамилию Гpинбаум, начал гастролировать с группой Kolors, но результат оказался неудовлетворительным. Питер снова на много лет оставил музыку, отметившись лишь сотрудничеством с бывшим лидером Mungo Jerry Pэем Доpсетом.
С тех пор о нем мало слышали - потеря этого очень одаренного музыканта является одной из крупнейших роковых утрат.
Подавленная и растерянная, группа затихла на некоторое время, осмысливая свое будущее. На появившемся в конце 1970 года альбоме Kiln House функции вокалиста по очереди выполняли Спенсер и Кирвэн, но делали это достаточно неуверенно. Однако, по иронии судьбы, именно этот альбом заложил фундамент для будущих американских успехов группы.
На последних сессиях и американском турне группе помогала жена Джона Маквая Кристина, которая под своей девичьей фамилией Перфект состояла в рядах блюзовых современников Chicken Shack. По контрактным причинам она пока не могла официально присоединиться к группе, вплоть до выхода альбома Future Games.
В феврале 1971 года группу, еще не отошедшую от травмы, вызванной уходом Грина, потряс второй удар. Во время их американских гастролей в Лос-Анджелесе Джереми Спенсер как-то ушел из группы и после розыска местной полицией в течение нескольких дней был, наконец, обнаружен среди руководителей местной религиозной секты под названием "Дети Бога". Эксцентричный гитарист, подобно Питеру Грину, решил переосмыслить свой образ жизни.
Сольный альбом The World of... является великолепной коллекцией его самых лучших пародий на Пресли, Холли и других рокеров) Через два года Спенсер с помощью коллег из той же религиозной организации выпустил альбом Jeremy Spencer and the Children of God, а в 1974-5 годах гастролировал с ними по США и Европе.
Закончив с помощью Грина турне, группа снова на некоторое время окопалась в английской деревне. Затем они пригласили калифорнийского певца, гитариста и композитора Боба Уэлча, чье влияние немедленно сказалось на альбоме Future Games, который, как вполне отметил одни английский критик, вполне мог быть продуктом рока Западного Побережья. Альбом вполне твердо держался в американских чартах.
Следующий диск Bare Trees, записанный тем же составом и в той же манере, отразил некоторый кризис идей в музыке группы. Тем не менее, все силы в это время были направлены на то, чтобы продолжить разработку золотой жилы и выше над американским горизонтом поднять свою звезду, в то время как английская репутация скатывалась все ниже. В конце 1972 года ушел Кирвэн, которого заменили американцы Боб Уэстон и Дэйв Уолкер. Этот состав записал альбом Penguin, который оказался лучше своих предшественников. После выпуска следующего диска Mystery to Me в конце того же года из группы уходит Уолкер, а за ним чуть позже Уэстон. В целом год 1973 оказался для ансамбля тяжелым именно из-за изменений в составе. В этот момент они чуть было не распались, и глупость этой ситуации особенно подчеркнул тот факт, что бывший менеджер группы Клифорд Дэвис организовал новый ансамбль под тем же названием, который не содержал никого из оригинальных членов, но успел совершить турне по США.
Флитвуд и Маквай немедленно подали в суд с требованием запретить использование названия, и в конечном счете выиграли непомерно затянувшийся процесс. (Члены "фальшивой" Fleetwood Mаc под ярлыком Stretch сделали в 1975 году в Англии хитовый сингл Why Did You Do It?, в текстах которого отражены перипетии этого дела). Юридические тяжбы выключили из творческой работы ансамбль практически на целый год. Решив за это время все свои внутренние проблемы, они решили обосноваться в Лос-Анджелесе. После гастрольных поездок по США они попадают в английские списки с альбомом Heroes Are Hard to Find.
Неустойчивая, часто драматическая история группы тем не менее показывает, что за каждое испытание судьбы их ждет вознаграждение, что говорит о ее феноменальной выживаемости при всех испытаниях судьбы. Когда в феврале 1975 года из группы ушел Уэлч, чтобы основать новый ансамбль Paris с Гленом Корником из Jethro Tull, Fleetwood Mac соединились с талантливым американским песенным дуэтом: Линдсей Бакингэм и Стиви Никс. Этот симбиоз обеспечил будущий успех ансамбля. Еще раньше эта семейная пара выдала свой именной альбом, который был замечен критикой, но не оценен широкой публикой. Но под вывеской Fleetwood Mаc те же песни отлично разошлись, а группа получила солидную инъекцию творческой силы и жизненного оптимизма.
На последних своих трех альбомах, ставших многажды платиновыми как в США, так и в Англии, записанными в этом составе, наблюдается некоторый отход со своих позиций, по крайней мере, по мнению критика. "Стереотипные, легко усваиваемые клише и прозрачные маневры", - так отозвался об альбоме Rumours журнал Melody Maker. Вероятнее всего, такое впечатление вытекает аз несоответствия музыки ансамбля привычным меркам - она не могла потрафить ни джаз-роковым знатокам, ни поклонникам хит-парадных мелодий; именно потому, по крайней мере, в Европе, Fleetwood Mac оказались приняты лишь публикой, для которой их музыка была "просто приятной".
В чем же секрет их громадного успеха в США? Скорее всего, в подчеркнутой скромности и правдоподобности их музыки. Мелодии их в целом менее красочны и менее эффектны, чем "европейская" музыка, представленная, например, группой АВВА; но без излишней навязчивости. Это подтверждается и тем фактом, что после первых прослушиваний альбома Fleetwood Mac легко и быстро запоминается песня Monday Morning, мелодия же Rhiannon (кстати, вместе с песней из этого же альбома Over Mу Head проданная в синглах в огромных количествах), хотя и признается приятной, но кажется слишком нудной и тягучей. После десятого прослушивания картина меняется: Monday Morning приедается, привлекательность из нее испаряется, в то время как Rhiannon начинает сверкать. Паутинная конструкция песни как бы заостряется и вам вдруг открывается прелесть мелодии, очарование тонкого голоса Стиви Никс, нежный и хрупкий звук всей записи. Неудивительно, что эта песня стала для группы крупнейшим хитом их карьеры.
Возможна еще одна причина. Уловив тенденцию изменения духа молодежного движения, слишком многие группы и исполнители 70-х годов стали проповедовать своей музыкой "мирное развитие в рамках закона". Fleetwood Mаc не относятся к их числу. Никогда они не ставили своей целью играть просто популярную музыку - и эта социальная заостренность делала их произведения еще более привлекательными для публики.
Музыкальный критик New York Times Джон Рокуэлл писал: "Fleetwood Mаc владеют главным секретом рока: они умеют делать свою музыку доступной и привлекательной и в то же время открыто и прямо воздействовать на эмоции своих слушателей".
Из немузыкальных событий следующих лет следует отметить тот факт, что альбом Rumours был продан за полтора года в баснословных количествах - 11 миллионов экземпляров - а также развод пары Макваев.
В 1979 году группа выпустила двойник Tusk, в котором экспериментами в области звучания, оркестровки и текста она открыто бросала вызов вкусам своих приверженцев. Отказываясь от испытанных музыкальных форм, ансамбль начал применять частые смены тональности, экспериментировал с новой техникой студийной работы, отвлеченного характера текстами и звуковой структурой. Этот двойник показал, что ансамбль пытался быть творчески растущей, но не отрывающейся от своих слушателей группой. В октябре и ноябре в США среди хитовых лидеров была песня Tusk, затем туда же попала и композиция Sarah.
Но похоже, что с этого момента творческие разногласия стали разъедать единство группы. Как часто бывает в подобных случаях, начался серийный выпуск сольных альбомов. Бестселлером стал альбом Стиви Никс Bella Donna, который получил платиновый статус и оставался в чартах Billboard более двух лет. На нем было два американских хита Stop Dragging My Heart Around и дуэт с Томом Петти Lether & Lace. Атмосферой африканского континента обозначена пластинка Мика Флитвуда The Visitor, записанная в столице Ганы Аккре с участием местных музыкантов. И альбом Fleetwood Mаc Mirage, выпущенный в конце 1982 года, вызвал у поклонников страхи, что окажется последним студийным произведением ансамбля. Песни в нем четко разделены по авторской принадлежности. Кристина Маквай по-прежнему пишет чудесные "попсовые" песни, лучшей из которых здесь является Hold Mе; Стиви Никс обнаружила некоторую зацикленность идей. Наиболее живыми, с самой пленительной звуковой концепцией, были песни Линдсея Бакингэма. Мелькающие вокальные партии и калейдоскопическая аранжировка Eyes of the World и замечательные корусы из Book of Love заставляли задаться трафаретным вопросом: кто же в лучшей поре группы 1975-9 гг обеспечивал авторский успех?
Но, с другой стороны, видны и слабости всех авторских концепций. Если каждый из них выпустил бы подобный сольный альбом, эти слабости бросались бы в глаза. Но сложение сильных сторон их талантов до сей поры скрадывало их слабости.
Следующий лонгплей Никс The Wild Heart также стал бестселлером и произвел хиты Stand Back и Nightbird. Третий альбом был менее успешным как в артистическом, так и в коммерческом плане.
Интенсивная сольная карьера почти всех участников ансамбля все время держала в напряжении его поклонников, пугая распадом. Но у такого мощного коммерческого предприятия, которым являлись в 80-е годы Fleetwood Mac, был еще большой запас прочности. В записи лонгплея Tango in the Night приняла участие Стиви Никс, только что вышедшая из клиники, где проходила курс лечения от наркотиков. Этот альбом вновь выказал, особенно в песнях Little Lies, Family Man и You and I (Part 2), их изобретательность, мелодический нюх и душевность. Однако этот диск оказался лебединой песней для Линдсея Бакингэма, который оставил группу во время американского турне. Следующий лонгплей Behind the Mask группа записывала с опытными американскими сейшнменами, гитаристами Билли Беpнеттом и Pиком Вито.
Дискография:
Fleetwood Mac (Blue Horizon 1968)
7936 South Rhodes (с Эдди Бойдом) (Blue Horizon 1968)
Mr.Wonderful (в США под названием English Rose, с добавлением синглов) (Blue Horizon 1968)
London Live '68 (Thunderbolt 1968)
Albatross (с pанним матеpиалом) (Blue Horizon 1969)
Blues Jam at Chess (амеpиканское название In Chicago) (Sire 1969) OO
The Biggest Thing Since Colossus (с Отисом Спэнном) (Blue Horizon 1969)
They Play On (Reprise 1969)
Kiln House (Reprise 1970)
Future Games (Reprise 1971)
Bare Trees (Reprise 1972)
Penguin (Reprise 1973)
Mystery to Me (Reprise 1974)
Heroes Are Hard to Find (Reprise 1974)
Fleetwood Mac (WB 1975)
Rumours (WB 1977)
Tusk (WB 1979) OO
Live (WB 1980) OO
Mirage (WB 1982)
In Boston (концеpтный) (Castle 1984)
Cerulean (концеpтный, 1970 г) (Shanghai 1985) B-A
Rattlesnake Shake (концеpтный, 1969 г.) (Shanghai 1986)
Tango in the Night (WB 1987) M****
Live at the Marquee (Trojan)
Behind the Mask (WB 1990)
Time (WB 1995) A/B:1/2/3//
компиляции:
The Pious Birds of Good Omen (Blue Horizon 1969)
The Original Fleetwood Mac (Sire 1971)
Black Magic Woman (Columbia 1971)
Greatest Hits (Epic 1971)
Vintage Years (Columbia 1975) OO
Man of the World (1978)
History of Vintage Years (CBS 1984)
Collection (Castle 1987)
Greatest Hits: Fleetwood Mac (1988)
The Chain (коpобка CD) (1992)
Early Years (Castle 1992)
Blues Collection (Castle)
The Blues Years (Castle 1993) 3CD
Like In the Way (Old Gold)
Looking Back On (Pickwick)//
фильмогpафия:
Mirage Tour (1982)
Tango in the Night (1987)
The Early Years
сольные альбомы Питеpа Гpина:
The End of the Game (Reprise 1970)
In the Skies (PVK 1979)
Little Dreamer (PVK 1980)
Blue Skies (PVK 1981)
Watcha Gonna Do? (PVK 1981)
Kolors (Creole 1983) B:1/2
A Case for the Blues (с P.Доpсетом) (Nightflight 1987)
Legend (Creole 1988)//
альбомы Джеpеми Спенсеpа:
The World of (1970)
Jeremy Spencer and the Children of God (CBS 1972)
Flee (Atlantic 1979)//
записи Дэнни Киpвена:
Second Chapter (DJM 1975)
Midnight in San Juan (DJM 1976)
Hello There Big Boy (DJM 1979)//
сольные альбомы Кpистины Маквай (Пеpфект):
Christine Perfect (Blue Horizon 1970)
Christine McVie (WB 1984)//
видеофильм Кpистины Маквай:
1. The Video Album (1984)
сольные альбомы Мика Флитвуда:
The Visitor (RCA 1981)
Guns for Fire (RCA 1983)
Zoo (RCA 1984)//
альбом Джона Маквая:
1. Gotta Band with L.Thomas (WEA)
записи Стиви Никс:
Buckingham-Nicks (с Линдсеем Бакингэмом) (Polydor 1973)
Bella Donna (Modern 1982)
The Wild Heart (WEA 1983)
Rock a Little (EMI 1985)
The Other Side of the Mirror (Modern 1989)//
сбоpник:
1. Timespace - The Best of (1991)
фильмогpафия Стиви Никс:
1. Stevie Nicks In Concert//I Can't Wait//
сольные альбомы Линдсея Бакингэма:
Law & Order (Asylum 1982)
Go Insane (Mercury 1984)
Out of the Cradle (Reprise 1992) A:1