Легион : Интервью в слепую (2004) /Рок Портал OZZYOS/

Легион : Интервью в слепую (2004)

 

Калужско-Рижская линия метро предательски встала на полчаса, благодаря чему наши перспективы общения с лидером группы Легион Алексеем Булгаковым начали таять на глазах. Но оказалось, что это только начало приключений. На подходе (а точнее, на подбеге) к клубу "Авалон" бдительные фэны обрадовали нас тем, что в клубе полностью отключено электричество, и что концерт Легиона отменяется. Ужасно обидно, учитывая тот факт, что у Легиона в тот день должна была состояться презентация новейшего сингла "Игра". Но явно расстроенный Алексей Булгаков, который только что отбивал аппарат у внезапно нагрянувшей милиции, все-таки согласился с нами побеседовать. Мы расположились в просторном и совершенно пустом баре на первом этаже клуба, который освещался только едва пробивавшимся сквозь витражи закатным солнцем, да огоньком нашего диктофона… 

Расскажите, что будет на новом мультимедийном сингле "Игра". Почему вы выбрали такой необычный формат? 

Здесь присутствует аудио-вариант песни "Игра", это вещь с будущего альбома, плюс три песни в формате mpeg - "Листопад", "Царица черных скал" и "Письма в Эдем". А сам проект возник, когда хоккейная команда "Измайловские Кабаны" попросила нас написать для них гимн. Причем они хотели гимн в двух вариантах - русскоязычном и англоязычном. Последний нужен им потому, что они ездят за границу и там тоже хотят эту вещь презентовать. Например, у них дружеские отношения с командой из Чехии, они там выступают частенько. Таким образом, мы поместили на диск обе версии песни. 

Когда нам ждать нового полноформатного альбома Легиона? Есть ли для него какой-либо материал? 

Материал есть, в середине мая мы будем писать демо, и я думаю, что в сентябре альбом уже выйдет. 

Расскажите немного о новом гитаристе Сергее Бокареве. Как вы нашли его, и почему выбор пал именно на него? 

Ничего такого интересного я рассказать о нем не смогу. Он недолгое время играл в любительских группах, а потом долгое время играл сам для себя инструменталки под драм-машину. Его манера игры очень близка к игре нашего предыдущего гитариста Андрея Голованова, который сейчас работает в группе Кипелов. Поэтому выбор пал именно на него. Несмотря на то, что гитарист ушел, наш стиль не поменялся. 

В чем причина расставания с группой Андрея Голованова? На этот счет очень много слухов… 

Я просто отвечу - денежный вопрос. Естественно, у Кипелова заработок выше, чем у нас. Это единственная причина. 

Как продвигается Ваше сотрудничество с Сергеем Терентьевым? Когда ждать переиздания сольного альбома Сергея "Up To 30"? 

Альбом выйдет в четверг (29 апреля, но на самом деле дата релиза была перенесена на 5 мая - прим. авт.). Там будет одна новая вещь, две старых, которые исполнялись Арией - "Потерянный рай" и "Кто ты?", а также инструментальные композиции с оригинальной версии "Up To 30". А совсем новый материал будет в октябре, мы его уже подготовили, осталось только написать тексты и записать. 

Вы будете выступать "живьем" с Сергеем? 

Да, конечно, этот проект будет называться Артерия. 

Кто еще, кроме Вас и Сергея, будет играть в этой группе? 

Пока не могу ничего сказать. Планируется, что на барабанах будет Тони Шендер, который играл в Мастере, а басист будет из Израиля, но это пока не точно. 

На оригинальной версии "Up To 30" (1994) у Сергея было три вещи с вокалом Сергея Задоры. Вы их перепели? 

Нет, они вообще убраны. Так решило руководство рекорд-компании. 

Ваш предпоследний альбом "Пророчество" (2001) вышел на фирме Irond Records, но на этом ваше сотрудничество завершилось. Что произошло? 

Здесь все просто - они нами не занимались, мы у них были порядковым номером в каталоге. Они сделали 1000 экземпляров диска и забыли про нас. Я точно это знаю, потому что к ним приходил концертный администратор клуба "Sexton" и говорил: "Приезжают Blind Guardian, не могли бы вы найти какую-нибудь группу в таком же стиле?" Они долго думали и в итоге сказали, что у них ничего нет. Тогда администратор сказал: "Дайте мне посмотреть, кто у вас выпускается". Ему предоставили каталог, и он тут же нашел в нем нас. "Вот же, Легион у вас есть, а вы говорите, что ничего нет?!" И только тогда они вспомнили про нас. Такое же отношение было и к дистрибуции нашего диска. 

Вы довольны качеством записи дисков "Пророчество" и "У окна" (2000)? Мы слышали достаточно много критики на этот счет… 

Дело в том, что оба альбома были записаны в 1999 году, и стиля хард-н-хэви в России в тот момент практически не было. Не было студий, не было людей, которые могли бы нас качественно записать. Мы сделали то, что было возможно на данный момент. 

Что за загадочная студия "Галимофон", в которой записывался "Пророчество"? За что ее так назвали? 


В нашем первоначальном составе был гитарист Алексей Чернышев, потом он сделал свою студию и стал писать рок и всякую другую музыку. Я спросил его: "Как ты хочешь ее назвать?" "Это галимая студия, давай назовем ее Галимофон!" 

Вопрос про последний альбом "Маятник времен" (2003): почему вы решили записать диск о войне? Тем более что у вас уже было достаточно таких песен в прошлом - "Девятнадцать лет", "Ветеран"…
 

Мы писали диск в студии "Два барабанщика" в Лыткарино, они же помогают нам в концертной деятельности. У этой студии возможности помощней, чем у той, где мы записывали предыдущие два диска, там и обработок больше, и уровень студии выше в целом. А что касается тематики, то мне попались на глаза тексты директора Комитета по культуре Владимира Кирилловича Сергеева. Тексты были с патриотическим уклоном - "Моя Россия", "Последний глоток", "Проводы", и он убедил меня написать на них музыку. И в дальнейшем альбом был задуман на основе этой концепции. Там есть четыре песни, посвященные Битве за Москву 1941 года. Но на самом деле, только половина альбома концептуальна, дальше идут "Мой сон", "Листопад", "Рок", это совсем другие песни. 

Вы будете продолжать эту тематику в дальнейшем творчестве? 

Нет, все, мы ее отработали. 

О чем же будут песни на следующем альбоме? 


Концепции никакой не будет, это просто будут разные песни. 

Одна из ваших песен ("Не бойся войти в храм") появилась на сборнике "Антология христианского рока в России". Как это произошло? Вы ведь никогда не позиционировали себя как христианскую группу… 


Опять-таки, мне попался на глаза текст, и была написана музыка. Мы записали фонограмму, она раздавалась среди каких-то людей, и один из знакомых сказал: "Выпускается вот такой сборник, а у вас вещь по теме подходит, не хотите ли вы поучаствовать?" Мы сказали: "Хотим, давайте". Это был 1989 год, и сборник вышел только на виниле. 

Как возникла идея переработать старую вещь "Листопад"? Насколько мы помним, первоначально на концертах Вы пели старый текст на новую музыку, а потом появились и новые слова… 

Это как бы логическое продолжение старого "Листопада", мы так в шутку его и называем - "Листопад 2003". (Оригинальная версия была сочинена в 1981 году - прим. авт.) 

Вам надоело играть на концертах старый вариант? 


Нет, мы сейчас сначала играем старый "Листопад", потом у меня сольная голосовая партия, которая переходит в новый "Листопад", это две композиции, связанные одной концепцией. 

Некоторые усмотрели сходство между песней "До святой земли" с "Пророчества" и песней "Вырвись из сна" с альбома "666" (1989). Вы действительно переработали старую вещь, или это случайное сходство? 

Дело в том, что "666" задумывался как демо. Но как обычно это бывает, мы записали материал, а потом дали одному, другому, третьему, и кто-то это растиражировал, хотя на самом деле, это был всего лишь демо-вариант. Мне всегда нравилась эта мелодия, и в "Пророчестве" мы ее сделали еще раз. 

Вопрос про альбом "1980-1987", который был издан в 1997 году. Материал, вошедший на него, вы переписали полностью, или там есть партии, использованные в оригинальных версиях? 


Песни полностью перезаписаны, но аранжировки остались старыми, как на демо 1986 года, это было сделано специально. Барабаны там компьютерные, ведь не имело смысла живые писать - барабанщик (Алексей Комаров) погиб, басист (Олег Царев) умер, и мы с Алексеем Чернышевым решили, что нет никакого смысла приглашать других людей. 

Альбом "Дай мне имя" был записан в 1996-м, но сначала вышел "1980-87", а новый материал только в 1999-м. В чем причина такой длительной задержки? 


Это опять-таки проблемы с выпускающими компаниями. В начале 90-х металл умер, и только в середине 90-х потихоньку пошло его возрождение. Издать такую музыку в те времена было просто нереально. Сейчас есть Irond, CD-Maximum, Art Music и другие компании, которые выпускают именно металлическую музыку, да и большие фирмы смотрят на нас уже иначе. Видимо, появился спрос, что-то меняется. А раньше это было просто невозможно. 

"Дай мне имя" когда-нибудь издавался на компакт-диске? 

Нет, но мы все переиздадим. Выйдет новый диск, а затем, наверное, будет переиздание "Дай мне имя", "У окна" и "Пророчество". Думаю, мы сделаем ремастеринг и несколько поменяем обложки. 

А как же "Knights Of Cross" (1993)? 


Может быть, потом. Все-таки этот альбом англоязычный, у него не очень хорошее качество записи, а стилистически он вообще в корне отличается от всей нашей музыки. (По сути, Легион тогда играли техно-трэш - прим. авт.) 

Вы считаете, что этот диск был ошибкой? 


Я думаю, что это такой творческо-музыкальный эксперимент. 

На концертах вы замечательно исполняете кавер Iron Maiden "Fear Of The Dark". Вы не планировали когда-нибудь записать его в студии? 


Чтобы его записать, надо спрашивать разрешения у Iron Maiden, иначе может быть скандал, могут "поставить" выпускающую фирму на деньги. Да и играть мы его, наверное, больше не будем. Мы его играли с 1997 года, сколько же можно? 

А будут ли у вас в сете какие-нибудь другие кавер-версии? 


"Don't Talk To Strangers" Dio. Наверное, мы все-таки ее сделаем. 

Как Вы относитесь к тому, что в Интернете без особого труда можно найти композицию Арии "Ангельская пыль" с Вашим вокалом? 


Нормально отношусь. В свое время про Арию вышла книга ("Легенда о динозавре", 2000), в которой было написано, что я никчемный, никудышний, не справился, а уж до "Ангельской пыли" вообще дело не дошло. Возможно, в другой ситуации мне было бы все равно, или я бы относился к этому отрицательно, а так это доказательство, что я нормально справился, пусть люди слышат. 

Слушаете ли Вы какие-нибудь русские тяжелые группы "для себя", а не для того, чтобы "быть в курсе"? 


Было бы чего слушать, честно говоря. Только-только ростки металла всходят. Про качество записи я не говорю, но даже уровень исполнения оставляет желать лучшего. 

Кого бы Вы выдели в лучшую сторону? 


Я дам самый банальный ответ - Мастер, Черный Кофе. Есть неплохие группы помоложе - Catharsis, Эпидемя, но им надо совершенствоваться в вокале. У Catharsis соло-гитарист очень неплохой, но всем надо еще расти. Задатки свои есть, все это очень интересно, но хотелось бы, чтобы все было совсем неотразимо, как это делают в Европе. Там куча коллективов, где и певцы своеобразные, и гитаристы, и барабанщики - личности. А у нас, к сожалению… 

А если говорить в глобальном масштабе, кого Вы сейчас слушаете? 


Rhapsody, Royal Hunt, Stratovarius, Nightwish. Мне больше европейский металл нравится, а американский - нет. Радио "Ультра" я не слушаю, это мне не близко. 

Если сравнить то, что Вы слушаете сейчас, и то, что слушали во времена "Knights Of Cross", насколько велика разница? 

Сейчас я больше склоняюсь к мелодичной музыке. Люблю, чтобы мелодии были, и чтобы музыка была доступна для слушателя, но хорошо аранжирована. А раньше любил Dream Theater, Fates Warning, Mekong Delta. Но я думаю, что это надо слушать музыкантам для какого-то внутреннего развития. 

Правда ли, что после "Knights Of Cross" вы записали и второй англоязычный альбом? 


Было демо из четырех песен, оно называлось "Second Creation". Оно так и лежит у меня дома на DAT-кассете. Может быть, мы это выпустим, если кому-то совсем уж интересно станет. 

Мы недавно узнали, что в 80-х у Вас были сольные альбомы. Что за музыку Вы играли? 


В 1986 году был записан альбом "Диагноз". Мы познакомились с басистом, он был старше меня лет на семь и фанател от русского рока. Мы с ним частенько спорили. Он говорил: "В спорах рождается истина. Давай запишем альбом!" Я говорил: "Давай, я напишу хардовые вещи, а ты напишешь что-то в своем духе". Так и получилось: одна песня - хард-роковая, другая - в духе Бориса Гребенщикова, Зоопарка и других команд, которые в 80-х были популярны. Потом опять идет моя вещь, потом его, и т.д. Там мысли тоже интересные, хотя альбом мы писали дома на кухне, тогда другой возможности не было. 

Сохранились ли эти записи? 


Да, у меня есть копия, хотя качество, опять-таки, оставляет желать лучшего. 

Вопрос про концерты: в последнее время в ваших концертах участвуют очень много разогревающих групп. С чем это связано? Оправдывает ли себя такая политика? 

Это зависит от того, кто устраивает концерт. Роман Дрозд, например, очень любит поставить десяток команд. Но тут есть простое объяснение: клуб должен быть загружен с 5 до 11, а мы не можем играть шесть часов, это нереально. Поэтому и набирается такое количество команд. Раньше был клуб "Свалка", там это было необязательно, там говорили: "Приходите, играйте и уходите". А сейчас и в Р-Клубе, и везде условия такие, чтобы от начала и до конца клуб загружен был. 

Вы помните свой первый концерт? Когда он состоялся? 


Помню, это было в городе Химки в 1985 году. 

То есть, группа Легион четыре года до этого существовала как студийный проект и нигде не выступала? 

Да, были только репетиции. 

Насколько различается публика на концертах в 80-х и сейчас? Когда было приятнее играть? 


Раньше публика, которая приходила на металлический концерт, была более консервативной. Длинные волосы, проклепанные куртки… Если бритый затусуется в их ряды, это грозило неприятностями. (Дружный смех.) А сейчас смотришь на человека и никогда не подумаешь, что он слушает металл. А в остальном все то же самое, такой же угар. 

То есть, слово "консервативный" в данном случае имело положительный оттенок? 


Скорее нет. Сейчас лучше. Поклонники этой музыки могут слушать и арт-рок, и поп-рок, и металл, а раньше - металл и все. "Повешусь за металл, убью за металл, соответственно, и выгляжу так же". (Дружный смех.) Поэтому случались такие дела: "А почему у тебя нет проклепанного кожаного ремня?" "Потому что петь тяжело, он перетягивает диафрагму". "А-а-а, лукавишь, значит!" Значит, если ремня нет, то уже не наш человек. А без длинных волос вообще невозможно было в группу попасть. Я помню, как Паук из Коррозии Металла искал басиста. Первый вопрос, который он задавал, когда кто-то звонил - не как человек играет, а какие у него волосы. "До пупа!" "О-о-о, все, берем!" 

Еще немного углубимся в историю. В первой половине 1993 года на российской тяжелой сцене все было в порядке, проходили концерты Accept, Iron Maiden, Faith No More, издавались журналы, пластинки, работали рок-магазины. А в середине года что-то случилось: магазины позакрывались, концерты закончились, журналы тоже на некоторые время перестали выходить. Что произошло? 


Если вы помните, была такая фирма "Biz Enterprises", ее возглавлял Борис Зосимов, у него была своя передача на телеканале "2x2", был свой журнал ("Rock City" - прим. авт.), и они устраивали регулярные выездные фестивали "Монстры Рока СССР", там участвовали все команды - Черный Кофе, Э.С.Т., и таким образом поддерживался интерес к металлу. А потом он все это дело свернул, да и для металла не лучшие времена настали - появился грандж и все прочие "прибабахи". 

Какие музыкальные журналы Вы читаете? Насколько интересна для Вас российская музыкальная пресса? 

Я с удовольствием читаю "Classic Rock", стараюсь не пропускать ни одного номера. Я считаю, что он самый объективный и написан грамотным языком. Там можно прочитать обо всем, начиная от Led Zeppelin и заканчивая Nirvana и экстремальными группами. Причем там пишут не только о группах, но и о музыкальном бизнесе, приводятся всякие сравнения, факты, одним словом, мне интересно. 

Почему ваш официальный сайт (http://legion-band.narod.ru) уже полгода не обновляется?
 

А он сдох, если так можно выразиться. Сайтом же надо заниматься. Наш дизайнер, который оформляет все наши пластинки, сделал нам сайт. Пока он был молод, ему было 22-24 года, он им занимался. А сейчас ему 26, он жениться собрался, какой тут сайт? Естественно, сайт постепенно умирал, а потом ничего не проплатили, и он вырубился. Сейчас есть сайт у фэн-клуба, он регулярно обновляется. Мне делами сайта заниматься нереально, я и так везде, где только можно. 

Насколько часто Вы сталкиваетесь с подобной ситуацией - человек становится взрослым, обзаводится семьей, и музыка уходит на задний план? 


На музыкантов это не влияет никак, а среди поклонников так часто случается. Это даже обидно, я помню в лицо некоторых наших фэнов, которые активно поддерживали нас в 1998 году, например, были две девчонки, которые не пропускали ни одного концерта. А года два назад они куда-то пропали, и потом выяснилось, что они вышли замуж, и все. 

Довольны ли Вы тем, как вас раскручивает лейбл Moroz Records, который выпустил "Маятник времен"? 


Да никак он нас не раскручивает. Это очень нехороший лейбл, они любят музыкантов "развести" на деньги, сказать: "Ой, ребята, мы вас выпустили, а вы не продаетесь!" При этом диск будет везде на Горбушке, во всех магазинах "Союз", да еще будут письма или звонки на радио, когда туда приходишь, и люди из Волгограда или Калининграда говорят, как они купили наши компакты. Когда вышел "Маятник времен", им занимался исключительно Морозов, больше компакты ниоткуда не могли там появиться. 

В принципе, что требуется Легиону, чтобы достичь уровня популярности Арии? 


(Поет.) "Money, money, money…" Нам надо хотя бы снять клип и выпустить альбом, и тогда все перейдет на более высокий уровень. Хотя есть такая группа Анж, и сколько они клипов ни выпускают, это не помогает вообще. Там, кстати, работает гитарист Юрий Крюков, с которым мы разработали весь "Knights Of Cross". Да и все остальные музыканты Анж, кроме певца, - мои знакомые, в частности, басист Олег играл раньше в очень оригинальной команде Психоз. А возвращаясь к теме - у нас в России должен появиться металлический бизнес, есть же в Европе фирмы типа Roadrunner или AFM. Эти лейблы в первую очередь дают денег на клип, потому что реклама - двигатель торговли. Они могут не заниматься концертами, но они понимают, что если снять клип и показать его, то тираж подскочит с 1000 штук до10 или 20 тысяч. А у нас никак, и я не знаю, почему. 

На "Knights Of Cross" были какие-нибудь отзывы из-за рубежа? 


На "Пророчество" были очень неплохие отзывы, в частности, английский Metal Hammer и Terrorizer поставили нам четыре балла и написали, что это очень неплохая русская пауэр-метал команда. Еще у нас есть американский сайт, где нас сравнивают с Helloween и даже Diamond Head. Там у них вся наша дискография. 

И напоследок, скажите, пожалуйста, пару слов для наших читателей. 


Long Live Heavy Metal! Я надеюсь, что этот стиль музыки будет у нас достойно представлен. Ария и Кипелов - это хорошо, но это старые и заслуженные группы, а хотелось бы, чтобы развивалось что-то еще. 

А кто осмелится сказать, что Легион - не старая и не заслуженная группа


Я думаю, что новый альбом развеет эти ощущения. 


Выражаем благодарность Евгению "Монаху", Марине Булгаковой и Джонни Годову за организацию этого интервью. 

Роман "Maniac" Патрашов, Наталья "Lynx" Хорина 
23 апреля 2004 г.