Рецензия на альбом Metallica - Death Magnetic (2008)

Рецензия на альбом Metallica - Death Magnetic (2008)

 

 

Исполнитель: Metallica;

Год: 2008

Название Альбома:  Magnetic;

 

После выхода в 2003 пластинки "St. Anger" было понятно, что явление это разовое. Можно долго рассуждать о "нужности" или "своевременности" данного диска, но не вызывало больших сомнений то, что Metallica вряд ли будет продолжать данную линию, необычную и непривычную даже для довольно извилистого пути, по которому идет группа на протяжении всего своего существования. Если им нужна была терапия в виде этой музыки, и если она им как-то помогла - замечетельно. Да и, в конце концов, на пластинке присутствовали довольно интересные вещицы, которые, конечно, вряд ли назовешь классикой "от Метлы" - но я бы не сказал, что альбом получился совсем провальный. Необычный, раздолбайский, нарочито хреново записаный - но при этом, как мне кажется, довольно искренний, что немаловажно. В конце концов, им ничего не мешало вообще распустить группу и заниматься различныи сайд-проектами, да и просто отойти от музыки, ибо они уже давно вписали свое имя в некие скрижали мировой культуры, получив в замен как любовь неисчесляемого числа поклонников, так и более чем солидное финансовое благополучие. Но "всадники", видимо, сказали не все, что хотели - и в определенный период их жизни появился "St. Anger". А потом, после очередных больших турне и нескольких лет студийного затишья, в их кузнице начала рождаться новая работа. Которая обещала вырулить на какую-то совсем новую колею - или же хорошо протоптанную старую.

Какой будет новая Metallica? Что от нее ожидать? Какой хочется ее видеть? Безусловно, большая часть любителей творчества хотела нового "Паппетса" - самой успешной работы группы трешевого периода. Кто-то ждал продолжения линейки "Load"-"Reload", кто-то ничего не ждал и просто надеялся на что-то хорошее - или даже на что-то отличное, ибо слишком уже высоко задрана планка, и ждать от Метлы просто хорошей работы - как-то мало. Лично я был поспокойнее в ожиданиях, понимая, что дважды войти в одни и те же воды - "Puppets" или "Black Album" - нереально, уже не те года, не тот задор, не те амбиции. Зато мне нравились очень, к сожалению, редкие проявления творческого потенциала группы на стыке тысячелетий - речь идет о "No Leaf Clover", "I Disappear" и "Minus Human". Все эти вещи были довольно просты, весьма мелодичны, и олицетворяли собой некое логичное поступательное развитие от работ середины 90ых - этакая тяжелая музыка для многих. Тут еще хочется отметить такой момент, что практически все альбомы Металлики, в основном, получали довольно максималистичные оценки, либо "хочу еще, и побольше", либо "как такое вообще можно было выпустить", причем к одной пластинке обе эти оценки в равной мере применялись разными людьми, а вот своего рода "четверки" или "тройки" пластинки наших героев получали редко. Что тоже свидетельствует о высоком статусе и больших притязаниях.

И вот, 2008 года. "Death Magnetic". Анонсированный группой, как "возвращение к корянм", "альбом, который мог быть записан во времена Puppets", и т.д. Кстати, хочется выразить отдельный респект в адрес PR-компании альбома, включавшей в себя специальный промо-сайт, ролики "с мест событий", интрнет-синглы и прочее, а также саму концепцию оформления и подачи нового релиза, в том числе коллекционное издание в виде гроба. Вот уж действительно, менеджеры с маркетологами пострались на славу - и от всей этой акции на удивление не воротит. Итак, у нас есть новый лонгплей, состоящий из десяти треков. И что же там внутри?

А внутри мы имеем трешевый альбом. Более 15и лет спустя группа действительно решила вернуться к своим истокам и записать то, чего от нее так долго ждали - жестких риффов, "запильных" соло и брутального звука. Но стоил ли результат ожидания? И каков этот резултат относительно той самой пресловутой планки, которую далеко не каждому дано взять?

И вот результат то - крайне противоречивый. Из десяти вещей мы имеем 6 бевиков, две баллады, одну среднетемповую вещь и один эпический инструментал (набор действительно в духе первых пластинок команды). Стартует альбом с бодрого боевика, в духе Battery (также снабженного пространным акустическим вступлением), но почему же в качестве основного риффа мы слышим слегка видоизмененный и замаскированый рифф из Jump In The Fire, с самой первой пластинки команды? Своеобразное возвращение к корням, надо признать... Но тем не менее, песня неплоха во всех отношениях - мелодики, ритма и композиции. Довольно приличный вокал Хэтфилда добавляет пару удачных штрихов к этой картине, как и симпатичный короткий запил Хэммета. Что же, начало настраивает на оптимистичный лад.

Но вот следующие два боевика уже заставлют глубоко задуматься. В The End of The Line мы наблюдаем кусочки из так называемого The New Song - композиции, которую Metallica исполняла на ряде концертов в 2006ом году. Что я считаю большой ошибкой - не то, что Метла ранее играла, так сказать, "демо-версию" этой вещи, а то, что эту вещь решили переработать, попутно ознакомив нас со внутренней кухней и навыками сборщиков конструктора из музыкальных кирпичей. А еще в этой композиции мы можем найти явные отголоски St.Anger (в частности, эпика Some Kind Of Monster), но это все мелочи - в конце концов, всем свойственно повторяться, да и нот не так уж много. Хуже то, что композиция таковой не является, ибо изобилует надуманными переходами, неоправданными сменами темпа и ритма. И, что самое главное, - отсутствием ощущения целостности, некой логичной и развивающейся структуры. Есть очень хорошие фрагменты, есть посредственные, и есть неудачная склейка тех и других. А хронометраж композиции - без малого 8 минут. Что мешало выкинуть всю муть, подсократив вещь и удобоваримо ее выстроив - понять затрудняюсь. Наверно, новый именитый продюсер.

То же касается следующей вещи. От которой остается устойчивое впечатление, что большинство ее фрагментов - это ауттейки с сессии записи St. Anger, только сыгранные с другим звуком - но с тем же концептуальным подходом. К этому треку можно предъявить большинство претензий от предыдущего - чрезмерная длина, помесь хороших и не особо удачных фрагментов, ощущение отсутствия целостности. Продюсер, куда ты смотрел?..

The Day That Never Comes - новая баллада от Металлики, являющаяся внебрачной дочью Fade To Black и One. Первая, "балладная" часть композиции - очень хорошо, почти на отлично, пусть первые несколько нот напоминают Muse, а припев слегка отдает Fade To Black'ом. Инструментальный же джем на вторые полкомпозиции - крайне сумбурно. Опять работа "пьяного конструктора" :). Неплохое, запоминающееся соло идет в обрамлении такого количества беспорядочно подогнанных друг к другу риффов, что просто перестаешь понимать, что к чему и где ты сейчас находишься. Хотя со временем к этому набору ритмических экзерсисов привыкаешь, и они уже не так сильно буравят мозг своей несуразностью - но привыкнуть можно к чему угодно, это, увы, не показатель. И если в этой вещи из-за очень хорошего начала к музыкальному беспорядку привыкнуть хочется, то в паре предыдущих такого желания не возникает.

5ая вещь является одной из самых оригинальных (для Металлики) на этом альбоме. Даже проникнутое духом Sandman'а вступление не сильно портит впечатление. Да и действительно неплохих кусков там немало. Но и сумбур, преследующий данную пластинку как дворовый кот ухоженную домашнюю сиамку, никуда не делся. Правда, присутствует здесь в меньшей степени - довольно цельная получилась вещь.

"Не зря ли я стал делать потрековый обзор?", приходит мне в голову, ибо слова и эпититы, которые хочется употребить по отношению к каждой следующей композиции, начинают навязчиво повторяться. Вот и про Cyanide хочется сказать все то же самое . У композиции великолепная и разнообразная основа, но неудачные фрагменты вроде дерганного вступления или барабанной канонады во второй половине трека не дают наслаждаться вещью от начала и до конца. Это вообще какая-то проблема альбома - ни одна композиция не хочет нравиться полностью, без оговорок. Тут я еще раз пну Рика Рубина, продюсера альбома - по моему, одна из задач продюсера - указывать замылившим уши музыкантам на их удачи и промахи. То ли у него самого уши замылились, то ли его не слушали - боюсь, нам не дано это узнать.

К The Unforgiven 3 не относились бы так предвзято, имей она другое название. Называйся она, скажем, Forgive Me - и вещь хвалили бы за необычное фортепианное вступление, простой и мрачный перебор, немного бы журили за не самый удачный "тяжелый" куплет - и не более. Но раз уж композиция взяла на себя тяжелое бремя называться третьей частью одной из самых успешных баллад Металлики, то и отношение к ней будет соотвествующее. И тут уже будут предъявлены упреки в неуместном фортепианном вступлении (как сразу меняется точка зрения?..), отсутствии фирменного для "анфогивенов" старта в виде звука то ли заводящейся гитары, то ли паровозного гудка, притянутости за уши к двум предыдущим частям в музыкальном плане (те хоть немного пересекались мелодически, да и композиционно являли собой этакие противоположности), и подозрительной похожести припевов Анфогивена за номером три и I Disappear. В общем, нужно осторожнее относиться к таким вещам, а не делать из них яркий маркетинговый ход, который при ближайшем рассмотрении оказывается просто фуфельным.

Judas Kiss. Очередная солянка. Один из самых драйвовых припевов, выходивших из под пера Метлы, соседствует с разного рода серостью и унылость. Впечатление такое, что нам специально подсовывают пару малоинтерсных кусочков, чтобы потом испытать катарсис в виде действительно хорошего момента. Это у нас теперь, стало быть, называется "композиционное мышление". Грустно, девки...

Почти десятиминутный инструментал, являющийся предпоследней вещью в альбоме, новых и свежих впечатлений не приносит. Где-то в сети я уцепил замечательную фразу - "такое впечатлние, что в эту песню Метла пыталась запихать все риффы, придуманные лет за двадцать". Не скажу, что я прям разделяю эту точку зрения, но по ходу прослушивания трека такие впечатления регулярно возникают. Как и везде на этом альбоме - есть Про и есть Контра. Но вот что точно отсутствует в этом эпике - так это нить, проходящая тонким штрихом через все 10 минут. Иногда кажется, что эту нить улавливаешь, но, скорее, поперек полотна, а не последовательно ему. И это зачастую мешает осилить вещь за один продход, т.к. нет той силы, которая могла тебя захватить и заставить проследовать вместе с ней "от" и "до", как это было с "Орионом" или "Ктулу".

Уфф, мы добрались до конца. Последний трек - веселое рубилово в духе закрывашек альбомов "Justice" и "Puppets". И, в общем, трек со своей задачей справляется, хотя и не блещет откровениями. При этом он умудряется быть короче шести минут, что для этого альбома - нонсенс, вследствие чего он не перегружен различного рода музыкальным балластом. Что же, первая и последняя песня вообще похожи в этом отношении. Но на пластинке не только они присутствуют...

Итак, что мы имеем в итоге? Альбом состоит из длинных, затянутых композиций с большим количеством разнообразных риффов. Причем в каждой вещи есть жемчужины, очень хорошие моменты, которые, как выяснилось, Метла не разучилась делать. И в каждой же, особенно со второго по предпоследний трек, присутствует некоторое количество проходных решений, неотфильтрованного поржняка, который только мешает воспринимать композиции. А в общем получаем какой-то салат, где часть продуктов была явно несвежей, а повар не обратил на это внимания. Альбом не шедевр, увы, и не на отлично. Но и не на двойку. На моей памяти, это первый альбом группы, который, наверняка, от различных критиков получит среднюю оценку. 3 с плюсом, или 4 с минусом. Что-то около того.

Пару слов о музыкантах. Неожиданно хорошо были сыграны ритм-гитары, довольно четко и технично, чего я уже и не ожидал. Явно, что Хэтфилд и Хэммет не забрасывали гитары на полку, вспоминая о данном музыкальном инструменте не только на концертах и в студии. К сожалению, не могу выразить тех же восторгов в сторону барабанов - Ларс сыграл на весьма средненьком уровне, а также наколотил немало поржняка. Если раньше, до альбома 2003го года, он играл просто - и красиво, то сейчас - просто, но со слабыми претензиями на какую-то изобретательность, что сразу обнаруживает его довольно слабенькую для рокового барабанщика технику, и отсутствие прогресса в этом вопросе. Роберт сыграл на уровне и без изысков. По поводу соло-гитары Хэммета - ощущения противоречивые, есть пара-тройка неплохих соло, а есть довольно невнятное пиление с неумеряным использованием эффекта wah-wah, в народе - "квакушка". А жаль, он мог бы поответственнее подойти к этому вопрос, многие успели соскучиться по его мелодичным, бодрым и выстроенным солячкам в духе ранних работ группы.

За сим стоит завершить, ибо рецензия и так преобрела весьма немалые размеры. Новый альбом Метлы есть, его можно слушать, и одно это уже хорошо. Плохо только то, что еще одного нового диска мы можем уже и не дождаться - вряди ли банда перейдет на частоту выпуска материала как в 80ых. Но, я надеюсь, юбилейному, 10му уже альбому группы, все же быть. А там посмотрим, что это будет и когда. Метлу всегда было тяжело предугадывать...

 

Треклист:


1. That Was Just Your Life 07:08
2. The End of the Line 07:52
3. Broken, Beat & Scarred 06:25
4. The Day That Never Comes 07:56
5. All Nightmare Long 07:57
6. Cyanide 06:39
7. The Unforgiven III 07:46
8. The Judas Kiss 08:00
9. Suicide & Redemption (instrumental) 09:57
10. My Apocalypse 05:02