Биография группы Аквариум / Рок Портал OZZYOS - Все о рок музыке!

 

А  Б  В  Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

 

 

A   B   C   D   E   F   G   H   I     K  L  M   N   O   P   Q   R   S   T   U   V  W   X   Y   Z  0-9

Биография группы Аквариум

 

Группа "Аквариум" была создана между 6 и 10 июля 1972 года в Ленинграде друзьями детства Борисом Гребенщиковым и Анатолием "Джорджем" Гуницким. Свое название группа получила благодаря пивбару-стекляшке в Купчино, мимо которого проходили отцы-основатели в момент выбора имени.

 

Ни Гребенщиков, ни Гуницкий в детстве музыке не обучались, хотя в старших классах школы Гребенщиков начал самостоятельно учиться играть на гитаре и даже играл в школьной группе. Непосредственно перед рождением "Аквариума" Гребенщиков вернулся из Крыма, где, видимо, пробовал петь песни на вольном воздухе, за что и был выдворен местной милицией на родину. Эти обстоятельства подвигли его на создание настоящей группы. Гуницкий был привлечен как давний соратник по литературным экспериментам, получив при этом должность ударника (ударная установка отсутствовала). Третьим человеком первого состава стал Валерий Обогрелов (ныне режиссер Петербургского телевидения), возведенный в ранг аппаратчика. Поскольку аппарат также отсутствовал, Обогрелов не долго держался на своем месте. Вскоре на бас был приглашен приятель Гребенщикова по южным вояжам, грузин, имя которого история не сохранила. Он быстро исчез, и его место занял Михаил Воробьев, ныне юрист.

 

Этот состав осенью 1972 года приступил к первым репетициям на точке группы "2001" на Васильевском острове. Место басиста занял Александр Цитаниди, а также появился клавишник - приятель Гуницкого по Медицинскому институту Александр Васильев. "Аквариум" начал копить деньги на аппаратуру, покупать какие-то инструменты. Зимой 1973 года группа переезжает репетировать в Дом пионеров Зеленогорска. Примерно тогда же на в очередной раз вакантное место басиста приходит Эдмунд Шклярский (впоследствии лидер группы "Пикник"). В это время в домашних условиях на бытовом магнитофоне был записан первый альбом "Аквариума" - "Искушение Святого АКВАРИУМА". В записи принимали участие только Гребенщиков и Гуницкий. В январе 1973 года место басиста занимает Михаил "Фан" Файнштейн, "Аквариум" переезжает репетировать на факультет прикладной математики и процессов управления Университета и уже начинает походить на действующий коллектив.

В 1973 году происходит и сценический дебют "Аквариума" на чьей-то свадьбе в ресторане "Трюм". Основные усилия группы (и, отметим заранее, эта тенденция продолжалась и усиливалась на протяжении всех семидесятых и начала 80-х) были сосредоточены на звукозаписи. В том же 1973 году "Аквариум" записывает мини-альбом "Менуэт Земледельцу" (другой вариант названия - "Верблюд-Архитектор"), который традиционно не включается в официальную дискографию группы, но всегда упоминается. Песни с этого альбома впоследствии всплывали в других аквариумных альбомах (см. "Треугольник" и гребенщиковскую "Гиперборею") Затем, специально к свадьбе тогдашнего аппаратчика группы Марата записывается инструментальный альбом "Таинство брака". В 1974 году в "Аквариуме" появляется Андрей "Дюша" Романов, первоначально привлеченный как пианист, но вскоре востребованный и как бэк-вокалист, а впоследствии и как флейтист. При его участии записывается полуакустический альбом "Притчи Графа Диффузора". Суть "Аквариума" 70-х видна яснее, если помнить, что прежде всего это была большая дружеская компания, так сказать "Аквариум" растворенный", проводившая время в культурно-эстетических развлечениях. Музыкальная группа была лишь частью этого сообщества, иногда выходившей на первый план, но в основном поддававшаяся общим увлечениям разными вещами. В начале 1975 года в "Аквариуме" появляется Всеволод Гаккель на виолончели. Оставив по ту сторону рампы Джорджа и Дюшу дуэт Гребенщиков-Гаккель записывает альбом "С той стороны зеркального стекла". С появлением Гаккеля его апартаменты на несколько лет становятся штаб-квартирой группы. Зимой 1976 года к Гаккелю приходит Майкл Кордюков, предлагающий свои услуги ударника. В феврале 1976 очередной состав "Аквариума" Гребенщиков + Гаккель + Дюша + Кордюков дают совместный концерт на первом праздновании Дня Рождения Джорджа Харрисона. Так "Аквариум" создает многолетнюю ленинградскую традицию отмечать дни рождения музыкантов группы "Битлз" большими концертами разных групп, исполняющих песни именинника. На одном из этих празднований, кстати, происходит знакомство с Михаилом "Майком" Науменко, игравшим тогда на гитаре в "Союзе любителей музыки рок". Это знакомство перерастает в совместные концерты и запись в 1978 году совместного диска Гребенщикова и Науменко "Все братья-сестры". Весной 1976 года, узнав о проводимом в Таллинне рок-фестивале, "Аквариум" отправляется в путь, не позаботившись об официальном приглашении, что впрочем не помешало им все-таки выступить. В Таллинне "Аквариум" знакомится с "Машиной времени".

В марте 1976 года "Машина" вывозит "Аквариум" в Москву, где они дают совместный концерт, законспирированный под чей-то день рождения. К концу того же 1976 года из оркестра студии Горошевского в "Аквариум" попадает Александр "Фагот" Александров, играющий на, соответственно, фаготе. В 1977 году Дюша и Фагот отправляются в армию, в связи с чем "Аквариум" опять переходит в эфемерную стадию существования. В отсутствии части группы "Аквариум" в основном активно участвует в разнообразных вечерах рок-н-ролла вместе с Майком Науменко и возобновляет репетиции на факультете прикладной математики Университета. С того же 1978 года начинается первая эра импровизированных домашних концертов. Гребенщиков знакомится с филологом Андреем Фалалеевым, проживающим в отдельном собственном доме на Каменном острове (дед Фалалеева, юрист, оказал какую-то услугу Ленину и в период национализации имущества тот подписал бумагу, предоставляющую этот дом в пожизненную собственность семьи). Гребенщиков снял комнату в этом доме и "Аквариум" регулярно давал домашние концерты для разнообразных иностранцев, часто посещавших Фалалеева. В 1978 году на свежем воздухе при помощи бытового магнитофона Гребенщиков и Майк Науменко записали совместный альбом, где каждый исполнял под акустику собственные песни. Этот диск, получивший название "Все братья - сестры" стал поворотным в истории отечественного магнитиздата.

 

Весной 1979 года из армии возвращаются Дюша и Фагот и "Аквариум" возобновляет концертную активность. Полуакустические концерты проходят на Днях молодежи в Тарту, в Архангельске, в Куйбышеве, в Клайпеде. Осенью 1979 года по протекции Андрея Макаревича Артемий Троицкий приглашает "Аквариум" на фестиваль в подмосковный город Черноголовка. Фестиваль отменяется, но его участники, включая "Аквариум" дают полуподпольный концерт в издательстве "Молодая гвардия", после которого получают в лице Троицкого многолетнего апологета, импресарио и лоббиста своих интересов. В на Всесоюзный фестиваль ВИА и рок-групп "Весенние ритмы" в апреле 1980 года в Тбилиси, приглашение на который "Аквариум" получил по протекции Артемия Троицкого. На фестиваль кроме "Аквариума" поехали еще две группы из Ленинграда - "Кронверк" и "Земляне" (к ВИА "Земляне" под руководством Владимира Киселева с песнями про "Траву у дома" отношения не имел). О выступлении "Аквариума" нам осталось свидетельство - фрагмент фильма о фестивале финского режиссера-документалиста Рейя Никийя, где запечатлен "Блюз свиньи в ушах" и "Артур". Менеджеры "Кронверка", имевшие свои счеты с "Аквариумом", после выступления на "Тбилиси-80" написали донос о том, что во всех бедах и происшествиях на фестивале виноват "Аквариум". На основании этого доноса Гребенщикова выгнали с работы и из комсомола, а группе запретили выступать на неопределенный период. Об электричестве можно было забыть, но зато началась длинная серия московских и ленинградских домашних акустических концертов. Тут-то и наступило время Тропилло. С этого момента на несколько лет история "Аквариума" практически состоит из истории звукозаписи. Поздней осенью 1980 года "Аквариум" начал первую запись.

Первые столь долгожданные попытки записать электричество (что в домашних условиях представлялось совершенно невозможным), а именно "Марину" и "-30" оказались неудачными. Время тяжелого электричества для "Аквариума". Поскольку вскоре после фестиваля "Тбилиси-80" Фагот и Губерман из группы постепенно исчезли, то "Аквариум" остался вновь в первоначальной полуакустической форме. Стали записывать новое, еще неизвестное. Что, кстати, на долгие годы стало любимым, хоть и не всегда возможным принципом записи - стараться записать песни еще не "заиграв" их в концертах.

 

Так зимой 1980/1981 был записан "Синий альбом". Коротко говоря, о нем стоит отметить не только присутствие хитов всех времен типа "Электрического пса" или "Железнодорожной воды", но и дебют Дюши как композитора ("Странные объекты между светом и звуком") и электрического соло-гитариста ("Электрический пес"), дебют Файнштейна как перкуссиониста. Так же в записи принимал участие гармошечник Дмитрий "Рыжий Чорт" Гусев, ранее принявший участие в выступлении "Аквариума" в Тбилиси. Естественно, что "Синий альбом" был оформлен Андреем "Вилли" Усовым как настоящая пластинка. Другим событием первой половины 1981 года стало участие "Аквариума" в программе "Барды и рок-музыка" в недавно открывшемся Ленинградском Дворце молодежи. Это было первое выступление "Аквариума" в столь официальном мероприятии на такой большой площадке в родном городе. "Аквариум" выступал три дня подряд в акустическом составе. На этих концертах возник в группе и новый ударник - Александр Кондрашкин. В том же 1981 году "Аквариум" невероятным образом оказался в программе Центрального телевидения "Веселые ребята". Для этой программы Андреем Кнышевым было отснято куча материала, чудом дожившего до сего дня, в том числе клипы на "Сонет" и "Чай", а по некоторым сведениям и на "Двух трактористов". "Чай" под каким-то девизом был даже показан по телевизору. Тогда же чьи-то московские приятели - студенты ВГИКа Александр Ильховский и Александр Нехорошев снимали дипломную работу, ставшую впоследствии 20-минутным фильмом "Иванов". В фильме снялись Гребенщиков, Гаккель, Файнштейн и Дюша, притом Гребенщиков в странной, но главной роли. В фильме звучат песни "25 к 10" и "14". Но в то время настоящей страстью "Аквариума" на продолжительный период стала звукозапись. Весной и летом 1981 года на той же студии Тропилло при участии Сергея Курехина, ранее знакомого по разным местам и специально приглашенного на запись, Кондрашкина, Ольги Першиной, знакомой по дням рождения Битлз, гитариста Владимира Козлова ("Поручик Иванов") из "Союза любителей музыки рок", где играл в конце 70-х Майк Науменко. Тропилло отметился на записи, как музыкант, сыграв на флейте в "Мише из города скрипящих статуй", Гаккель спел соло на "Двух трактористах", а Дюша на "Крюкообразности". Впервые после ухода Джорджа "Аквариум" обратился к его стихам "Марш", "Хорал", "Крюкообразность", "Мой муравей", что стало впредь традицией, не нарушавшейся Гребенщиковым даже в его сольных проектах. Это был второй после "Искушения" альбом чистого абсурда. Стоит заметить, что второй опыт в этом стиле, несмотря на его успешность оказался для группы последним. Оформил "Треугольник" опять Вилли. Вслед за "Треугольником" немедленно была записана студийная сторона альбома" Электричества" (полное название "История АКВАРИУМА. Том II. "Электричество""). На концертную сторону того же альбома вошла усеченная версия концерта "Аквариума" в городе Гори (под Тбилиси) во время фестиваля "Тбилиси-80". В записи студийной стороны вновь приняли участие Козлов, Кондрашкин (кроме "Прекрасного дилетанта", где вновь возник Губерман) и Курехин.

Одновременно с "Треугольником" и "Электричеством" и позже до начала 1982 года записывалась "История АКВАРИУМА. Том I. "Акустика", куда вошли разные акустические вещи конца семидесятых-начала восьмидесятых, постоянно исполнявшиеся на концертах. В 1981 году открылся Ленинградский рок-клуб при Ленинградском Межсоюзном Доме Самодеятельного творчества. С точки зрения властей теперь литовка текстов (то есть официальное согласование их к публичному исполнению), а также концертная деятельность т.н. самодеятельных групп, к числу которых относился и "Аквариум" стало делом рок-клуба. В этом были свои плюсы и минусы. С одной стороны "Аквариуму" в 1982 году опять разрешили концертную деятельность (чем он не замедлил воспользоваться, играя в Москве, Архангельске и др.), с другой - теперь тексты песен, исполнявшихся публично нужно было согласовывать до буквы и в случае исполнения незалитованных опять грозило отлучение от сцены. Отлучением от сцены грозило и любое письмо с места проведения концертов (не важно от случайных людей или от ответственных), где выражались претензии к группе. Впрочем, слабая сторона клубного движения стала понятна позже, а в тот момент "Аквариум" с энтузиазмом, достойным лучшего применения ввязался в клубную деятельность, Гребенщиков, Дюша и Файнштейн вошли в совет рок-клуба, где позже оказался и Гуницкий (правда Дюша и Борис к тому моменту уже ушли), искренне надеясь, что клуб способен что-то изменить в судьбе рок-групп. Тогда же в 1982 году в силу возобновления концертной деятельности и очередного "утяжеления" программы на гитаре появляется Александр Ляпин, Кондрашкин уступает барабанную установку ученику Губермана Петру Трощенкову, а влияние Курехина в вопросе аранжировок и выборе музыкантов превалирует. О том, чем был "Аквариум" той поры, дает представление официальный бутлег (то есть альбом в официальную дискографию группы не входящий, но распространяемый самими музыкантами) "Арокс и Штер" - некий прообраз "Табу" - запись одного из электрических концертов в Москве 1982 года. Запись значима не только концертным саундом и импровизациями, но и "Холодным пивом" в исполнении Дюши, и грандиозной четырнадцатиминутной "Мы никогда не станем старше", исполнявшейся вообще очень редко. "Арокс и Штер" принято считать черновиком к альбому "Табу", записанному в том же 1982 году на той же студии Тропилло. Главным консультантом при записи "Табу" стал Курехин, которого, возможно именно поэтому даже с избытком на клавишах. Приглашением сессионных музыкантов также занимался Курехин, благодаря чему на саксофоне сыграл Бутман. На обложке "Табу" работы опять-таки Вилли "Аквариум" значится под вопросом. И хотя принято объяснять этот знак самоустранением от записи Дюши и Файнштейна и малой долей Гаккеля в электрических сессиях, дальнейшая история подтверждает, что просто с этого периода началась любимая игра Гребенщикова в самостоятельное (то есть с другими музыкантами не согласованное) закрытие и открытие "Аквариума", роспуск и сбор группы в разных конфигурациях и по разным причинам.

 

В мае 1982 года после гастролей в Архангельске "Аквариум" вновь лишают до конца года права концертной деятельности. На этот раз процедура происходит через рок-клуб, о чем мы уже предупреждали выше. Поэтому летом и осенью 1982 года "Аквариум" вновь обращается к акустике и активно ее играет по квартирам Москвы и Ленинграда. Тогда же весной 1982 года с подачи Курехина "Аквариум" сделал шаг в сторону авангардного джаза. К сотрудничеству ради двух концертов в Москве были привлечены саксофонисты Владимир Чекасин и Владимир Болучевский (до этого когда-то эпизодически выступавший в роли ударника), Фагот и сам Курехин, джаз-авангардная певица цыганка Валентина Пономарева (известная широкому советскому слушателю по исполнению песен в фильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс"). Весной 1983 года состоялся I фестиваль Ленинградского рок-клуба, в жюри которого заседали представители официальных творческих союзов города, комсомола и ЛМДСТ при котором рок-клуб существовал. Из позитивных людей там был Троицкий и Николай Мейнерт, представлявший эстонскую социологию. К всеобщему удивлению, жюри "Аквариум" прокатило, удостоив лишь второго места. В то же время сначала на студии Тропилло, а потом в передвижной студии "Мелодии", куда тайком удалось проникнуть благодаря усилиям Тропилло, был записан альбом "Радио Африка". Как и предыдущий он проникнут духом Курехина, который в избытке слышен на клавишах.

 

Шестнадцатиканальный пульт и эффекты дали развернуться "Аквариуму", к которому на записи на этот раз примкнуло масса людей: Игорь Бутман на саксофоне, Кордюков на ударных ("Время Луны", "Змея", "С Утра Шел Снег"), Губерман на ударных ("Капитан Африка"), Владимир Грищенко на басу ("Искусство Быть Смирным"), Гаккель на басу ("Вана Хойя", "Мальчик Евграф". Во время записи "Радио Африки" происходит эпохальное событие - Дюша приводит своего детского приятеля Александра Титова - не ради участия, а просто так. Титов играет партию баса на "Времени Луны". Сразу по окончании сведения альбома "Аквариум" играет в Выборге на фестивале. В качестве зрителя на концерт приезжает Титов - и получает от Гребенщикова предложение занять место живого Файнштейна. Титов соглашается, а Файнштейн пересаживается на перкуссию. Поскольку 1983-1984 года - время особой строгости в идеологически-культурных сферах СССР, "Аквариум" не играет открытых концертов, но много играет акустики, результатом чего становится концертный акустический альбом "Ихтиология", где присутствуют и новые вещи, и старые, входившие в альбомы конца семидесятых годов. К выпуску этого альбома, несмотря на его включение в официальную дискографию, "Аквариум" отнесся безалаберно, впервые за долгие годы даже не оформив обложку. Перед "Ихтиологией" появляется студийный бутлег "МСI", где собраны забракованные музыкантами версии записей, в том числе в другие альбомы пока не входящие "Альтернатива" и "Платан". По прошествии времени стало понятно, что бутлег запустил Тропилло, не всегда согласный с мнением музыкантов по итогам записей и выразивший свое отношение к записанному материалу в своем стиле. На экраны советских кинотеатров в 1984 году выходит фильм модного полуопального режиссера Динары Асановой "Милый, дорогой, любимый, единственный", где за кадром звучит песня "Стучаться в двери травы".

Период 1984-1986 годов несмотря на идеологические препоны отмечен регулярными контактами "Аквариума" с телевидением. Безусловно одной из причин этого была жена Дюши - редактор ленинградского телевидения Галина Самсонова-Роговицкая. С ее легкой руки в период особой ненависти к рокерам "Аквариум" участвует в съемках некой программы в только что открытой дискотеке "Невские звезды". Режиссер Дмитрий Рождественский с которым Самсонова-Роговицкая постоянно работала снимает клип "Танцы на грани весны", и, забегая вперед скажем, год спустя цикл студийных клипов "Город", "Я - змея", "Дети декабря". Тогда же семейная телепара Максимовых в рамках молодежной программы "Горизонт" придумывает "Музыкальный ринг", где в том же 1984 году появляется "Аквариум" с четырьмя песнями в роли музыкально-пародийного ансамбля. Зимой и весной 1984 года дома у Гаккеля замысливается следующий альбом - "День Серебра". Толчком к нему стало неожиданное предложение модного тогда и гонимого кинорежиссера Александра Сокурова создать несколько песен на музыку композитора Глинки для его фильма. Фильм так и не был запущен в производство, но попытка создания песен к нем навела на определенные мысли, результатом которых и стал "День серебра". На нем впервые появляется Александр Куссуль, приведенный Гаккелем (игравшим с ним в месте в "Поп-механике" Курехина) по просьбе Гребенщикова. Кроме того в записи принял участие трубач Александр Беренсон ("Иван Бодхидхарма"). Обложку альбома оформил впервые не Вилли, а художник Сергей Дебижев, недавно кем-то приведенный в компанию (впоследствии именно этот Дебижев стал кинорежиссером и еще не раз появится в жизни "Аквариума").

 

Восьмимесячная запись "Дня Серебра" в очередной раз выхолостила идею "Аквариума" и с октября 1984 до весны 1985 года группа совместных электрических концертов не давала. Изредка играли акустику в составе Гребенщиков + Титов + Куссуль. В 1985 году в Ленинград приезжает состоятельная американка и начинающая певица Джоанна Стингрей, которой уже поминавшийся выше Андрей Фалалеев, к тому времени процветающий американец, посоветовал для удовлетворения интереса к российской рок-музыке познакомиться с "Аквариумом". Результатом этого знакомства стали многочисленные съемки "Аквариума" на концертах и в жизни в 1985-1987 годах, а также знакомство других рок-музыкантов Москвы и Питера. Среди прочего в 1985 году была совершена попытка создать на джоанниной камера Video 8 клипы на песни "Аквариума" "Пепел" и "Рок-н-ролл мертв". "Пепел" удался.

В марте 1985 года очередной состав собрался для выступления на рок-клубовском фестивале. На этот раз на сцену вышли Гребенщиков, Титов, Курехин, Трощенков, Кондрашкин и Чекасин, представившие очередные джаз-эксперименты, оставившие у современников неприятные впечатления. В продолжение экспериментов по инициативе Курехина в состав "Аквариума" был введен арт-роковый гитарист Андрей Отряскин, принявший участие в двух концертах в мае того же года. Летом 1985 года началась запись альбома "Дети декабря", первоначально называвшегося "Жизнь с точки зрения деревьев". Как написали бы газеты, работа над новым материалом вновь сплотила старых друзей. Результатом чего стал ряд совместных выступления группы в нормальном составе в сентябре 1985 года во Дворце молодежи полуакустически и в октябре на открытии сезона в рок-клубе уже в электричестве (сессионным музыкантом на этот раз стал саксофонист Михаил Чернов, ныне играющий в "ДДТ"). Сезон продолжился серией акустических концертов в Ленинграде, Москве, Челябинске. Работа над "Детьми декабря" была завершена к январю 1986 года. Это была последняя работа в студии Тропилло, и последний альбом, записанный при участии, под влиянием и с преобладанием Курехина. Справедливости ради стоит сказать, что это был вообще последний альбом, записанный в условиях подполья и использования полупокойной аппаратуры. Наконец, это был последний альбом, оформленный Вилли Усовым. Практически одновременно с "Детьми декабря" в начале 1986 года появляется концертно-акустический альбом "Десять стрел", явившийся документальным отражением программы, исполнявшейся в последнее время в акустике и не получившей студийного воплощения, поскольку студия Тропилло встала на ремонт (как оказалось вскоре - капитальный). Альбом оформлен Александром Флоренским, что отражает тогдашнее увлечение всего "Аквариума" литературой Владимира Шинкарева и философией "митьков". Впоследствии этот альбом был посвящен памяти погибшего летом 1986 года Куссуля. Ленинградское телевидение вновь обращает внимание на "Аквариум" для программы "Кружатся диски" режиссер Клара Фатова снимает клип на "Сны", а какой-то другой режиссер - на "Сестру" для записи фонограммы к которой даже выделяется студия Дома радио.

 

В июне 1986 года в США Джоанна Стингрей на фирме "Биг Таймс Рекордз" небольшим 10 тысячным тиражом выпускает двойной альбом "Red Wave" с песнями "Аквариума", "Алисы", "Кино" и "Странных Игр". Каждой из групп отдано по отдельной стороне. Выход пластинки с подзаголовком "четыре подпольные рок-группы из СССР" и последовавшие публикации в западной прессе спровоцировали громадный скандал в Советском Союзе, формально локализованный до неких отчислений, которые американские издатели не сделали в ВААП. Скандал в перестраивавшемся СССР получил неожиданную для "Аквариума" развязку - фирма "Мелодия" предложила группе выпустить пластинку, на которую вошли песни с "Дня Серебра" и "Детей Декабря", предисловие к которой написал поэт Андрей Вознесенский. Этот винил вышел тиражом порядка полутора миллионов экземпляров. 1986 год стал годом очередного старта "Аквариума". В стране то ли перестройка, то ли оттепель, но опять разрешены концерты. Мало того, по всем городам страны создаются разнообразные рок-клубы, организуются фестивали, а значит "Аквариум" много выступает как на выезде, так и в Ленинграде. Концерты в более-менее крупных залах типа Дворца молодежи становятся естественными.

 

Об "Аквариуме" тихими шагами начинает писать официальная пресса - сначала "Вечерний Ленинград" и молодежная "Смена", потом постепенно и центральные издания и радио стремятся взять интервью у Гребенщикова. Группа в своем лучшем составе с триумфом выступает на первом фестивале "Литуаника" в Вильнюсе, на фестивале Московской рок-лаборатории "Движение в сторону весны" (из названия очевидно, что в его основу легло наименование одной из песен "Аквариума"). Но главное событие происходит в последние числа октября - начале ноября 1986 года - "Аквариум" впервые в истории отечественного рок-движения дает восемь аншлаговых концертов в 6-ти тысячном ленинградском Дворце спорта "Юбилейный" за шесть дней. За несколько дней до этих концертов Ленинградское телевидение показывает новый "Музыкальный ринг" с "Аквариумом", где группа уже представлена со всей серьезностью. Через несколько месяцев эта программа будет транслироваться по Первому телеканалу, обнародовав жизненные принципы "Аквариума" и дав ему суперизвестность в широких кругах страждущих рока и лирики молодежи. В декабре "Аквариум" триумфально выступает перед передовой московской артистической общественностью в рамках культурной программы знаменитой 17-й молодежной выставки московских художников. Где-то летом передовой советский кинорежиссер Сергей Соловьев предлагает ленинградской арт-тусовке поработать над его новым молодежным фильмом. "Аквариуму" предлагается написать музыку. Что и произойдет, но уже в 1987 году. Начало 1987 года знаменуется уникальными концертами "Аквариума" вместе с оркестром старинной музыки п/у Равиля Мартынова в БКЗ "Октябрьский", где настоящий оркестр по нотам вместе с "Аквариумом" играет их песни. Ради такого случая "Аквариум" усилил струнную группу пригласив друга детства погибшего Куссуля - скрипача Андрея "Рюшу" Решетина и старого знакомого тогдашнего звукорежиссера группы Вячеслава Егорова (ныне живет в Канаде) - альтиста Ивана Воропаева. Приглашенные на пару концертов музыканты задерживаются в "Аквариуме" - Рюша вплоть до роспуска группы в 1991, а Иван до 1989 года. Как и в конце 1986, весь 1987 год "Аквариум" нещадно снимает телевидение, журналисты постоянно берут интервью у Гребенщикова, вылепливая новый тип молодого интеллигента, но все чаще вычленяя его персону из сообщества "Аквариума". Часто уже и на афишах значится "Борис Гребенщиков и группа "Аквариум". Гребенщикова с восторгом принимают и поддерживают шестидесятники - Вознесенский, Окуджава и др. "Аквариум" все чаще выступает в столице и ее окрестностях. В мае-июне 1987 года в Москве проходит очередной конгресс врачей-психиаторов за мир. В приуроченном к этому мероприятию концерте играет "Аквариум". Вечер демонстрируется по ЦТ в прямом эфире С весны 1987 начинается активное обсуждение грядущей поездки Гребенщикова в США. Американцы, по сложившейся уже советской традиции, отделив Гребенщикова от группы и придав ему статус лидера-творца через посредство фирмы "Белка интернешнл" готовили контракт с крупной звукозаписывающей компанией CBS. Оформление проходит мягко говоря не гладко, в дело вмешивается пресса и ВААП, после чего уже в 1988 Гребенщиков наконец в Америку попадает.

 

Все той же весной, а потом и летом 1987 режиссер-документалист Алексей Учитель снимает фильм с говорящим названием "Рок", главным героем одного из четырех эпизодов которого опять-таки становится Гребенщиков. В фильм войдут очень качественно снятые во время выступления на очередном ленинградском рок-фестивале песни с концерта "Аквариума". Широкий прокат фильма и активное использование концертных номеров из него как видеоклипов сделало суперпопулярными романс Вертинского "Я не знаю зачем и кому это нужно", песня Волохонского-Хвостенко "Город" и собственно аквариумный "Поколение дворников и сторожей". В начале июля в Москве на стадионе "Измайлово" происходит одно из масштабных действ (что тогда начало входить в моду) того времени - советско-американский гала-концерт "OUR MOVE" с участием Карлоса Сантаны и нескольких полупопсовых советских артистов. Для участия приглашают и "Аквариум", который, как и "Машину времени" по неизвестным причинам на сцену так и не выпускают. В июле 1987 года "Аквариум" начинает в тон-ателье Мосфильма запись музыки к фильму Сергея Соловьева, договоренность о чем была достигнута еще год назад. Параллельно "Аквариум" охотно играет в Москве - к примеру в программе "Дней Ленинграда" на ВДНХ, в театре-студии Олега Табакова. В конце августа того же года в День кино в ЦПКиО имени Горького происходят грандиозные съемки финала фильма Соловьева - в сборном концерте участвуют "Бригада С", "Звуки Му", "Кино" и "Аквариум". "Аквариум" продолжает много концертировать, но все же в октябре 1987 по предложению "Мелодии" садится в ее студию в здании лютеранской церкви в Ленинграде и начинает записывать новый альбом, названный впоследствии "Равноденствие". При записи песни "Дерево" возникла потребность в аккордеоне и Гаккель привел своего старого знакомого Сергея Щуракова, который в 1988 году стал играть в "Аквариуме" постоянно. Оформил "Равноденствие" уже поминавшийся неоднократно Сергей Дебижев. Диск вышел уже в 1988 году, а где-то одновременно с ним "Мелодия" издала на виниле "Радио Африку", урезанную на две песни по непонятным соображениям. В конце года "Аквариум" дает серию стадионных концертов в Москве и в декабре Гребенщиков отбывает в Нью-Йорк.

 

Где-то в 1990 году Ленинградское телевидение снимает очередной клип "Аквариума" - "Не стой на пути у высоких чувств". На этот раз в рамках какой-то лотереи, а режиссером становится Борис Гершт. Клип снят по замыслу группы и откровенно неудачен. Осенью 1990 года "Аквариум" опять оказывается в тон-ателье "Мосфильма", создавая музыку к фильму Соловьева "Дом под звездным небом". После чего Гребенщиков опять уезжает в Лондон - улаживать остатки своих заграничных дел. В январе 1991 года Гребенщиков возвращается и "Аквариум" дает очередную концертную серию в феврале. В преддверии десятилетия Ленинградского рок-клуба и ожидающегося концерта "Аквариума" на фестивале рок-клуба в "Юбилейном" группа неожиданно для всех и для самой себя собирается в старом составе ( Гребенщиков, Дюша, Гаккель, Ляпин, Титов, Файнштейн, Трощенков, Решетин, Щураков, а также Березовой) и дает к удивлению очевидцев мощнейший концерт 14 марта 1991 года, в финале объявив: "А теперь мы уходим туда, откуда мы пришли". На этом история группы "Аквариум" заканчивается и начинается долгие период сольных проектов музыкантов группы, а также сольных проектов Гребенщикова, которые он периодически любит именовать "Аквариумом". В 1991 и 1993 годах выходят две "посмертные" пластинки "Аквариума" - "История АКВАРИУМА. Том Ш. "Архив"" и "История АКВАРИУМА. Том IV. "Библиотека Вавилона"", куда вошли разные попытки студийных записей ранее неизданных вещей 1989-1991 годов. 21 июня 1997 года во Дворце спорта Лужники в Москве и 25 июня 1997 года во Дворце спорта "Юбилейный" в Санкт-Петербурге посредством титанических усилий и интриг разных людей "Аквариум" собирается вновь и играет в честь своего 25-летия. Для достойного праздника из Голландии выписывается Губерман, а из Москвы в Петербург приезжает Фагот. Кроме них на сцене оказываются особо избранные Гребенщиковым - Дюша, Гаккель, Ляпин, Файнштейн, Трощенков и текущий басист Гребенщикова Владимир Кудрявцев.

 

На протяжении последних трех лет группа активно гастролирует, записывает новые альбомы.