Black Sabbath - Одна из самых влиятельных рок-групп, образованная Великобритании в городе Бирменгем в 1969 году.
Выбрав за основу блюз - рок 60-х они задали новое направление развитию стиля: снизили темп, сгустили звучание бас-гитары и построили композиции на пересечении тяжёлых риффов. В своих текстах группа отказалась от любовной лирики, выбрав тексты с преобладающими мрачными мотивами.
Первоначальный состав группы составляли четверо друзей из Астона и Бирменгема: Тони Айомми, Оззи Осборн, Гизер Батлер и Билл Уорд.
Основателем и мозгом группы изначально был гитарист Тони Айломми. До Black Sabbath Тони Айломи поиграл в ряде групп : The In Crowd, The Birds and the Bees, а затем в Mythology. По его словам в то время он находился под влиянием Хэнка Марвина и под влиянием джазовых гитаристов, таких как Джанго Рейнхардта. Билл Уорд (также в недавнем прошлом участник Mythology) интересовался джазом: его любимыми барабанщиками были Бадди Рич и Джин Крупа. Гизер Батлер своим главным источником раннего вдохновения впоследствии называл игру Джека Брюса, басиста Cream.
Оззи родился в Бирменгеме в очень бедной семье. Оззи учился в одной школе с Тони Айломи. До Black Sabbath Оззи играл в группах: The Prospectors , The Black Panthers, Approach и Music Machine. В 1966 году он отсидел 6 недель в местной тюрьме «Винсент Грин» за то, что отказался выплатить штраф в 25 фунтов после того, как влез в магазин одежды Sarah Greene’s. Он обожал группу The Beatles и особенно Джона Леннона.
В 1969 году Black Sabbath привлекли внимание к себе на одном из концертов, после чего подписали контракт с Phillips Records. В январе 1970 года выше первый сингл «Evil Woman (Don’t Play Your Games With Me)», а уже в феврале вышел и дебютный альбом, который поднялся на 8 строчку в UK Albums Chart , а в америке продержался почти год в Top 40. В США он разошелся почти миллионным тиражом.
Для музыкальной критики Black Sabbath в течение многих лет оставались изгоями, не имевшими поддержки рекламных агентств, прессы и музыкальных радиостанций. Как отмечал в 1973 году альманах «Rock Files», «…Любой третьесортный саппорт-бэнд имел больше шансов попасть в программу Джона Пила, чем Black Sabbath». Группа, до ухода Осборна в 1979 году, сумевшая продать 8 миллионов альбомов, своим взлётом была обязана исключительно преданности фэнов.
В сентябре 1970 года вышел второй альбом группы Black Sabbath "". Этот альбом поднялся на вершину английских чартов. Сам трек Paranoid попал на альбом случайно, исключительно для того, чтобы удлинить альбом. Но в итоге именно этот трек дал начало хард-рок и метал движению. Вот что сказал сам Оззи Осборн :
"Знаете, как возникла вообще Paranoid? Мы были в студии, требовалось добить альбом 3-4 минутами материала, а его-то у нас и не было. Тони обыгрывал себе этот рифф-и всё случилось само собой: мы совершенно эту вещь не готовили. Вот так: часами и днями можно пытаться написать классическую вещь, а в конечном итоге — случайно забрасываешь идею, гляди-ка, что получается: песня понимается до 2-го места в чартах!.." — Оззи Осборн. BBC Radio 2. My Top 10.
Весной 1971 года успех был повторен в американских чартах (с той разницей, что вторым синглом из него был выпущен «Iron Man». Кроме этих двух вещей, которые принято считать центральными, сильное впечатление на метал-фанов произвели антивоенная «War Pigs» (которая поначалу задумывалась как заглавный трек) и апокалиптический прото-doom «Electric Funeral». В целом второй альбом отличался от первого более заострённым звучанием, сравнительно компактными аранжировками и меньшим количеством продолжительных импровизаций.
В конце 1970 года Тони Айомми впервые приспустил струны своего Гибсона со стандартного E до Eb (ми бемоль). Поскольку, в конце 60х, работая на заводе , лишился кончиков двух пальцев и, играя с протезами, испытывал постоянную боль. Новый, более низкий настрой был опробован на альбоме Master of Reality. Master of Reality вышел в августе 1971 года. Как и два предыдущих альбома Black Sabbath этот альбом тоже стал мировым хитом.
Относительно исторической значимости Black Sabbath Vol. 4 (сентябрь 1972 года) существуют разные мнения. Оззи Осборн считает его слабейшей из ранних работ группы, записывавшейся спешно и в состоянии наркотического хаоса. Сказалось, кроме того, отсутствие продюсерского дуэта Роджер Бэйн — Томми Аллом: звучание получилось относительно облегченным. В сентябре 1972 года альбом поднялся до #8 в Британии. Музыкальная критика в ретроспективе высоко оценила эту пластинку, особенно её центральные вещи: балладу «Changes» и хард-роковые вещи «Supernaut», «Snowblind» и «Tomorrow’s Dream».
К моменту выхода Sabbath Bloody Sabbath в ноябре 1973 года Black Sabbath стали популярнейшей хэви метал-группой в мире. В пятом альбоме группа отчасти подтвердила свое реноме, но во многом и отошла от раннего стиля, сблизившись с прогом («Spiral Architect», «A National Acrobat», «Who Are You»), отчасти благодаря работе приглашённого клавишника Рика Уэйкмана из Yes (он сыграл в «Sabbra Cadabra»). Альбом поднялся в первую британскую десятку и мог бы ознаменовать звездный час Black Sabbath, если бы к этому времени все участники группы не впали в тяжёлую наркотическую зависимость, особенно Уорд и Осборн, принимавшие ЛСД ежедневно в течение двух лет (второй — в сочетании с алкоголем). По свидетельству Стива «Крашера» Джула, «кокаин прибывал в студию в гигантских пакетах, которые можно было принять за стиральные порошки». 1974 год для Black Sabbath оказался потерян из-за проблем с менеджментом и вынужденным переходом (в Британии) с Vertigo на WWA. Из-за этого пришлось почти на год отложить выпуск Sabotage, во многом экспериментального альбома, который сегодня музыкальные критики признают самой недооцененной работой группы. В двух первых вещах, философски-апокалиптической «Hole In The Sky» и «Symptom Of The Universe» (соединившей элементы научной фантастики и наркотической психоделии) Black Sabbath впервые приблизились к идеалам гаражного рока. Обманчиво мелодичная «Am I Going Insane (Radio)» (равно как и «Megalomania») убедительно живописуют страдания разума, погружающегося в пучину безумия. Текст «The Writ» (имеющий отношение к богоборчеству, но выполненный в форме бессвязного монолога) остается одним из самых сложных и загадочных в истории группы. Не удовлетворившись коммерческими достижениями альбома, оба лейбла в декабре 1975 года выпустили двойной сборник We Sold Our Soul for Rock 'n' Roll, ставший всемирным хитом.
К моменту начала работы над седьмым альбомом в составе группы наметился конфликт. Тони Айомми предлагал разнообразить аранжировки и стиль группы, в частности, использовать духовые инструменты. Осборн решительно настаивал на том, чтобы группа не изменяла принципам хэви метал. В Technical Ecstasy (октябрь 1976 года) Black Sabbath пошли тем путём, по которому вёл их гитарист: насытили музыку звучанием струнных и синтезаторов. Важную роль в оформлении нового звучания сыграл приглашенный в состав клавишник Джезз Вудрафф, который, по собственному утверждению, был соавтором как минимум половины композиций в альбоме, но по неясным причинам из «титров» был вычеркнут.
Разочарованный избранным направлением развития Осборн в ноябре 1977 года покинул состав и был временно заменен Дэйвом Уокером, бывшим вокалистом Savoy Brown, но вернулся в январе 1978 года, чтобы принять участие в записи Never Say Die!, альбома разнородного, насыщенного элементами джаз-, синт-, блюз- и прог-рока. Несмотря на успех синглов Never Say Die и Hard Road, он продавался плохо, но главное, имел мало общего с теми идеями, которые сделали Black Sabbath пионерами своего жанра. Осборн окончательно покинул группу, чтобы начать сольную карьеру. В июне 1979 года его заменил Ронни Джеймс Дио, вокалист Rainbow. В это же время с Black Sabbath стал регулярно выступать клавишник Джефф Николс (Geoff Nicholls, экс- Quartz), официально вошедший в состав позже.
С выходом альбома Heaven and Hell в 1980 году Black Sabbath снова вернулись в первую Британскую десятку. Трэки Neon Knights и Die Young стали хитами.
Личные психологические травмы Билла Уорда вынудили его покинуть группу (у Билла Уорда один за другим умерли родители). В 1981 году его заменил барабанщик Vinny Appic. В ноябре 1981 года группа записывает альбом "Mob Rules". В Соединенных Штатах Америки и Британии альбом "Mob Rules" стал золотым, во многом благодаря своим трекам: "Mob Rules" и "Turn up the Night" . Затем группа приступила к микшированию концертного альбома Live Evil, и тут между Айомми и Дио разгорелась ссора: первый обвинил второго в том, что тот пробрался ночью в студию чтобы увеличить громкость своего вокала. К моменту выхода пластинки в январе 1983 года Дио уже покинул Black Sabbath, забрав с собой и Эпписа.
Проблему с нихваткой баранщика Айломи решил просто: он уговорил Билла Уорда вернуться в группу. На место вокалиста, к удивлению многих, был приглашен Иэна Гиллана, бывшего вокалиста Deep Purple. Deep Purple и Black Sabbath жестко конкурировали в те годы.
Новый состав записал и выпустил Born Again (ещё один британский Top-5-хит). В мировое турне Black Sabbath вышли с барабанщиком Бивом Биваном (Bev Bevan, р. 25 ноября 1946 года), известным до этого по работе в Electric Light Orchestra. Уорд вернулся в состав весной 1984 года, но тогда же ушёл Гиллан, присоединившись к своей старой группе. «Я и не собирался входить в состав Black Sabbath, — позже говорил он. — Просто мы напились с Гизером и Тони, а на следующий день я узнал о своём согласии. Кроме того, они такие милые парни. Я хорошо повеселился, прекрасно провёл год, так что авантюра оправдала себя». Заменивший Гиллана Дэйв Донато (Dave Donato), пробыл в составе лишь до октября.
13 июля 1985 года Black Sabbath дали концерт в рамках благотворительного мероприятия Live Aid с Оззи Осборном (здесь были исполнены три вещи: «Children Of The Grave», «Iron Man» и «Paranoid»). Но после этого из группы ушли Осборн и Батлер (последний образовал Geezer Butler Band, так и не выпустивший ни одного альбома), оставив Айомми единственным участником оригинального состава.
В 1988 году в состав вошёл Кози Пауэлл (прославившийся как с собственной группой, так и участием в Rainbow, Whitesnake, Emerson, Lake & Powell). С басистом-сессионником Лоуренсом Коттлом группа записала Headless Cross: альбом (самый «оккультный» за всю их историю) был тепло встречен критикой. Вскоре после выхода пластинки Коттла заменил ветеран Нейл Мюррей, (некогда, как и Пауэлл, игравший в Whitesnake). Альбом Tyr (1990) многие считают лучшим из всех, что были записаны с Мартином.
28 августа 1990 года Ронни Джеймс Дио пригласил на концерт Dio в Миннеаполисе Гизера Батлера: с ним группа (в энкоре) исполнила «Neon Knights». Последовало воссоединение (Дио, Батлер, Айомми, Пауэлл, Николс), но вскоре Пауэлл уступил место Винни Эппису (в числе возможных причин упоминались две: падение барабанщика с лошади и его ссора с Дио). Новый состав записал Dehumanizer (1992); версия альбомного трека «Time Machine» вошла в фильм «Мир Уэйна». Альбом впервые за девять лет вернул группу в американский Top 50 ; британским хитом стал сингл TV Crimes.
Затем Оззи Осборн объявил о намерении навсегда отказаться от концертной деятельности и попросил Black Sabbath открыть два его концерта в Коста Месе. Дио ответил отказом, считая, что Black Sabbath не могут быть саппорт-бэндом, тем более для Оззи, который неуважительно отзывался о группе в своих интервью. Однако Айомми, Батлер и Эппис приняли приглашение, в последний момент пригласив к микрофону Роба Хэлфорда из Judas Priest.
После того, как к составу присоеднился Билл Уорд (на сцене вместе они выступили 15 ноября 1992 года, исполнив 4 песни), начались приготовления к совместной студийной работе и туру. Но теперь отказался от участия Оззи. Последовала новая рокировка в составе: Эпписа заменил Бобби Рондинелли, и с Мартином и Николсом Black Sabbath записали Cross Purposes (1994). В разгар тура Рондинелли покинул группу и его заменил вернувшийся Билл Уорд. Альбом Forbidden, записанный продюсером Эрни Си из Body Count, по сей день остаётся последним студийным альбомом Black Sabbath.
После того, как стало ясно, что студийные альбомы не оправдывают коммерческих ожиданий, Black Sabbath использовали трюк, ранее опробованный The Eagles и Fleetwood Mac: собрали оригинальный состав для работы над концертным сборником, куда добавили пару новых студийных треков. Двойной CD-сет Reunion, записанный в Бирмингеме и объединивший Айомми, Осборна, Батлера и Уорда, в Англии успеха не имел, зато в США стал платиновым. За трек «Iron Man» Black Sabbath получили свою первую «Грэмми» (Best Metal Performance). Группа продолжала гастролировать, а завершила реюнион-тур у себя в Бирмингеме 22 декабря 1999 года.
В феврале 2001 года Black Sabbath объявили о том, что объединяются вновь для участия в шестом по счёту Ozzfest’e, более того, продолжат совместную работу в студии. Однако сотрудничество с продюсером Риком Рубином не заладилось и проект был отложен на неопределённый срок — тем более, что Осборн стал более чем популярным со своим семейным реалити-шоу.
В 2004 году Black Sabbath вернулись к активной деятельности: Николса заменил в составе клавишник Адам Уэйкман, сын Рика Уэйкмана, до этого известный по сотрудничеству с Оззи Осборном. В 2004 и 2005 годах группа выступила хедлайнером на Ozzfest’е. В ноябре 2005 года Black Sabbath были торжественно введены в Британский Music Hall Of Fame и выступили на церемонии. 13 марта 2006 года аналогичное мероприятие было проведено в американском Зале славы рок-н-ролла, с той разницей, что группа не выступила сама: вместо этого Metallica исполнила «Hole In The Sky» и «Iron Man».
После выхода сборника Black Sabbath: The Dio Years Дио, Айомми, Батлер и Эппис вернулись к концертной деятельности под новым названием Heaven and Hell. Билл Уорд отказался от сотрудничества с Heaven And Hell, но пообещал, что присоединится к оригинальному составу Black Sabbath, если таковой соберётся вновь.
На данный момент музыканты Тони Айомми, Гизер Батлер, Ронни Джеймс Дио и Винни Эппис воссоединились для совместных гастролей, которые идут под названием Heaven And Hell, а не Black Sabbath. На гастролях играются композиции, записанные группой во времена Дио с альбомов Heaven And Hell, Mob Rules и Dehumanizer, а также с нового альбома The Devil You Know, выпущенного Heaven and Hell в 2009 г.
Оззи Осборн болезненно отреагировал на воссоединение группы без него. Поначалу он почти не комментировал деятельность Heaven and Hell, сказав, что «этот проект не имеет отношения к Black Sabbath, есть только один Black Sabbath». В 2009 году Осборн подал в суд на Айомми, требуя у него половину прав на название Black Sabbath.
Black Sabbath заложили фундамент и для последующего развития хеви и дум-метала; многие их альбомы называют прототипами современного дума. В 1970—2000 годах общий тираж альбомов Black Sabbath приблизился к ста миллионам.
Состав:
Тони Айомми — гитара (с 1968)
Гизер Батлер — бас-гитара (1968—1984, 1991—1994, с 1997)
Оззи Осборн — вокал, губная гармоника (1968—1979, с 1997)
Билл Уорд — ударные (1968—1980, 1983, 1984, 1994, 1997—1998, с 1999)
Бывшие участники
Дейв Уокер—вокал (1977)
Иен Гиллан — вокал (1983—1984)
Дэвид Донато — вокал (1984)
Гленн Хьюз — вокал (1985—1986)
Рэй Гиллен — вокал (1986—1987)
Тони Мартин — вокал (1987—1991, 1994—1996)
Дэйв Спитц — бас-гитара (1985—1987)
Роберт Дэйсли — бас-гитара (1987)
Джо Бёрт — бас-гитара (1987)
Лоренс Коттл — бас-гитара (1989)
Нил Мёррэй — бас-гитара (1989—1991, 1995—1996)
Дон Эйри — клавишные (1978)
Джофф Николлс — клавиши (май 1979—1987, 1987—июнь 1996)
Адам Уэйкман — клавишные (2004—2007)
Бев Беван — ударные (1983—1984, 1987)
Эрик Сингер — ударные (1985—1987)
Терри Чаймс — ударные (1987)
Кози Пауэлл — ударные (1988—1991, 1995)
Бобби Рондинелли — ударные (1994, 1995—1996)
Студийные альбомы
Black Sabbath (1970)
Paranoid (1970)
Master of Reality (1971)
Black Sabbath Vol. 4 (1972)
Sabbath Bloody Sabbath (1973)
Sabotage (1975)
Technical Ecstasy (1976)
Never Say Die! (1978)
Heaven and Hell (1980)
Mob Rules (1981)
Born Again (1983)
Seventh Star (1986)
The Eternal Idol (1987)
Headless Cross (1989)
Tyr (1990)
Dehumanizer (1992)
Cross Purposes (1994)
Forbidden (1995)
The Devil You Know (2009) (как Heaven and Hell)
Концертные альбомы
Live at Last (1980)
Live Evil (1982)
Cross Purposes Live (1995)
Reunion (1998)
Past Lives (2002)
Live at Hammersmith Odeon (2007) (записан 31 декабря 1981 года)
Live at Radio City Music Hall (2007) (как Heaven and Hell)
Источники: википендия и оф сайт группы