Интервью: Анне Нурми (LACRIMOSA) - Я не навижу спорт (2003) /Рок Портал OZZYOS/

Интервью: Анне Нурми (LACRIMOSA) - Я не навижу спорт (2003)

 

 

Так уж сложилось исторически, что в России любят LACRIMOSA. Любят довольно давно, и в любви этой замечены не только готы и металлисты, а самые широкие слои населения. Хотя, стоит заметить, что далеко не все готы питают теплые чувства к детищу Тило Вольфа - отдельные радикальные представители российской готической тусовки даже слали группе письма с угрозами убить "предателей", стоит им только ступить на нашу землю… Именно с искреннего опасения за собственную жизнь и начала свою беседу со мной вторая половина Lacrimosa - Анне Нурми. Разговор получился достаточно долгий, весьма информативный и довольно интересный. Впрочем, судите об этом сами!

 

В преддверии нового альбома "Echos" вы, как обычно, выпустили сингл. Его название - "Durch Nacht und Flut" можно перевести на русский язык как "Сквозь Ночь и Наводнение". Учитывая, что новый материал записывался примерно в то же время, когда в Европе случилось большое наводнение, можно предположить, что именно это проявление стихии и дало вам материал для песни и тему для сингла. Я прав?

 

Вообще-то нет. Тило написал эту песню задолго до того наводнения, так что изначально никакой связи не было. Но мы были просто шокированы тем, как сразу после записи этой песни в Германии (где как раз и находилась наша студия) началось настоящее наводнение! Нам крупно повезло, что запись была окончена, иначе бы этот процесс мог бы затянуться на неопределенный срок… Последствия стихии коснулись тогда не только нас лично, но и многих наших друзей, которых эвакуировали из их затопленных домов… Это было ужасно.

 

Кстати, я тоже был в это время в Германии, но, к счастью, в том районе, который наводнение не затронуло. Так что мне посчастливилось наблюдать за ним лишь по телевизору… Но, нельзя не признать, что обложка и название у сингла оказались весьма в тему и ко времени. А почему вы вдруг решили сделать обложку цветной, и к тому же поместить на неё свою фотографию? Неужели вы решили отказаться от своей традиции черно-белых рисованных обложек?

 

Нет, традиция будет продолжена, и этот сингл стал лишь небольшим исключением. Мы хотели передать всю атмосферу, все нюансы той фотосессии, которая была сделана на побережье Балтийского моря, а сделать это на черно-белом рисунке или фотографии просто нереально.

 

Съемка на берегу безусловно является самой красивой из всех фотосессии к новому альбому. Фотографии получились настолько красочными, настолько динамичными, настолько разными… Вам, небось, пришлось потратить на это немало времени?

 

Мы провели на берегу целый день. Погода в тот день быстро менялась, и каждые полчаса небо принимало совершенно другой цвет. Приближался шторм, и от усиливающегося ветра было трудно устоять на ногах. Думаю, на некоторых фотографиях вы сможете очень хорошо прочувствовать ту атмосферу. И только цветные снимки могут передать все богатство красок вечернего неба и песчаного пляжа - думаю, ради этого стоило нарушить традицию оформления наших альбомов…

 

Но зато традиция сохранилась в плане выпуска 4-песенного сингла за пару месяцев до полнометражного альбома. Правда, и здесь нельзя обойтись без оговорки: в России сингл "Durch Nacht und Flut" вышел в виде 6-песенного диска. Одним из его бонус-трэков оказался довольно динамичный кавер заглавной композиции, сделанный молодыми звездами готической сцены Zeromancer. Как родилось это сотрудничество?

 

Zeromancer - талантливые ребята, у них хорошие песни, т поэтому нам было крайне интересно  

узнать, какой они видят нашу композицию "Durch Nacht…". Мы вышли на связь с ними через наше агентство, которое также занимается промоушном и для Zeromancer. В результате все получилось просто замечательно - они представили песню в совершенно ином свете, продемонстрировав свежий подход к нашей музыке!

 

Немного возвращаясь назад, я бы хотел отметить один из ваших коллекционных релизов - лимитированный бокс "Vintage Classics", в который вошли 7 виниловых пластинок и открытка с вашими автографами. Его выпустил Nuclear Blast, а, как известно, глава лейбла Маркус Штайгер - большой фанат старого доброго винила. Наверное, это была его идея?

 

Инициатива выпуска этого бокса шла не столько от Nuclear Blast, сколько от наших фэнов. Многие из них давно, но тщетно стараются найти наши старые альбомы на виниле, и готовы заплатить за них действительно большие деньги на всевозможных интернет-аукционах. Так что этот бокс можно расценивать как наш подарок фэнам Lacrimosa.

 

Правда, не всем фэнам, а лишь тысяче из них, поскольку бокс выпущен лимитированным тиражом в 1000 штук и каждая копия пронумерована… А как ты сама относишься к винилу? Считаешь ли ты, что у этого формата качество звука лучше, чем у CD?

 

Думаю, здесь все зависит от того, какую музыку вы слушаете. Настоящий оркестр и живые инструменты намного лучше, "теплее" звучат на виниле. А для электроники больше подходят компакт-диски.

 

Лакримозе же "посчастливилось" быть представленной в России на всех форматах носителей, щедро выпущенных пиратами - CD, MP3, VHS, video-CD, DVD… Каким ты видишь решение этой проблемы?

 

Мы стараемся бороться с пиратством всеми доступными средствами, и нам очень хотелось бы донести до фэнов одну важную мысль: каждый из вас, покупая пиратские диски, приближает день смерти вашей любимой группы. У нас есть свой собственный небольшой лейбл, и мы хорошо знакомы со всеми тонкостями ведения этого бизнеса. Мы знаем, из каких стран мы практически не получаем денег, хотя там имеется большая фэн-база. Одной из таких неблагополучных территорий до недавнего времени являлась Россия. Очень надеюсь, что в самом ближайшем будущем ситуация на вашем рынке измениться. И в первую очередь вы сами должны сделать шаг на пути к цивилизованному рынку, отказавшись от покупки пиратских дисков. Только совместными усилиями нам удастся решить эту проблему!

 

Думаю, благодаря фирме Irond, которая официально выпускает ваши альбомы в России, эту проблему можно будет решить еще скорее. На это же нацелена и коллекционная серия двойных дигипаков, в которой будут представлены все ваши альбомы и синглы - полная дискография. Как ты можешь прокомментировать это эксклюзивное коллекционное издание?

 

Я надеюсь, что благодаря этой серии российские фэны Lacrimosa смогут лучше и полнее познакомиться с нашим творчеством. Ведь это не только музыка, но и тексты, и оформление в целом. Оригинальные буклеты наших дисков стоят того, чтобы иметь их в своих коллекциях, а, поскольку пиратские диски, как правило, снабжены лишь 2-страничной "книжечкой", к тому же очень плохого качества, выгода в приобретении этих дигипаков для наших фэнов очевидна.

 

 

Интересно, а как ваши европейские фэны отнесутся к этой серии? Ведь издается она только для России, и у них просто не будет возможности приобрести эти релизы. Не обидятся ли они на вас за это?

 

В Европе немало заядлых коллекционеров-меломанов, и я думаю, что некоторым из них все же 

удастся заполучить эту серию теми или иными путями.

 

Начиная с прошлого альбома, вы начали тесно сотрудничать с Nuclear Blast. До этого все ваши релизы выходили исключительно на вашем лейбле Hall Of Sermon, а с "Fassade" вы оставили себе лишь 3 страны - Германию, Австрию и Швейцарию. Почему вы решили переложить свои обязанности лейбла на чужие плечи?

 

Во-первых, помимо этих 3 стран мы оставили за собой еще и некоторые другие территории. Но вообще я хочу сказать, что Nuclear Blast - наши старые друзья, поэтому выбор этого лейбла в качестве наших основных партнеров не случаен. Дело в том, что осуществить полноценную поддержку релиза "Fassade" и концертного тура своими силами мы просто не смогли бы - не стоит забывать, что Hall Of Sermon - очень маленький лейбл. Поэтому мы уделили значительно больше внимания музыке, а вопросы промоушна и дистрибуции переложили на наших партнеров.

 

А какова вообще была цель создания Тило его собственного независимого лейбла Hall Of Sermon в далеком 1991 году?

 

Его целью была, да и остается поныне, полная творческая свобода. Тило получал предложения о заключении контрактов от различных крупных фирм, но во всех случаях эти лейблы хотели контролировать его во всех аспектах, диктуя, что ему надо делать, как выглядеть и какую музыку играть. Занявшись своим лейблом, он, конечно, взвалил на себя большой груз дополнительной работы, но, в конце концов, музыка того стоила. И свободу получала не только Lacrimosa, но и другие группы, которые мы любим, и которые выпускали свои альбомы на Hall Of Sermon: например, Love Like Blood и Dreams Of Sanity.

 

А что сейчас происходит с вашим лейблом? Уже два года кроме альбомов Lacrimosa ничего другого под маркой HoS не выходило.

 

Вырастив несколько групп и дав им хорошую основу для самостоятельного полета, мы решили вновь сконцентрироваться исключительно на Lacrimosa. В конце 90-х нам приходилось тратить много сил, средств и времени на другие команды, в то время как на свою собственную группу у нас почти ничего не оставалось. После этого тяжелого периода мы вернулись к нашему основному проекту с целью уделять ему максимум того внимания, которое он заслуживает.

 

То есть с Hall Of Sermon как с полноценным лейблом покончено?

 

Давай не будем торопиться с окончательными выводами и посмотрим, что нам принесет будущее… Возможно, когда-нибудь мы вновь вернемся к выпуску других групп на нашем лейбле, но пока что этого нет даже и в планах.

 

Тогда можно подвести промежуточный итог работе Hall Of Sermon и назвать самые успешные и самые неудачные релизы из его каталога.

 

Честно говоря, все они по-своему особенны для нас, а их музыка имеет немало личного… Все эти группы были нашими друзьями, поэтому, как и собственных детях, здесь нельзя сказать, что один лучше, а другой - хуже. Мы любим все наши релизы, хотя некоторые из них имеют негативный оттенок вследствие определенных вещей, которые произошли позже… Но даже это не делает их хуже остальных.

 

Вернемся же непосредственно к Lacrimosa. Многие знают, что альбом "Elodia" записывался в легендарной английской студии "Abbey Road" при участии известного Лондонского симфонического оркестра. Запись жеследующего диска - "Fassade" - проходила в более скромной студии в Берлине с небольшим немецким оркестром. Там же вы писали и "Echos". Ходят слухи о том, что это вопрос денег, и эксперимент с "Elodia" привел вас на грань банкротства.

 

Наша музыка - самая важная вещь, и мы просто не можем на ней экономить. Все расходы по записи альбома идут из нашего личного кармана, но мы всегда стараемся не думать о них, пока затраты не превышают разумного предела. И вопрос смены студии и оркестра заключался не столько в деньгах, сколько в самой музыке. Для музыки альбома "Elodia" Лондонский симфонический оркестр был идеальным вариантом, но для "Fassade" нам уже нужен был несколько другой звук, и мы нашли его благодаря оркестру Babelsberg, специализирующегося на музыке к кинофильмам. Вообще, с ними было довольно трудно работать, но мы полностью удовлетворены результатом, несмотря на все возникавшие сложности. Для "Echos" мы также задействовали небольшие оркестры: Chamber Orchestra и филармонический Spielmann-Schnyder, так что вновь можно говорить об эксперименте.

 

А много ли вообще экспериментов у вас бывает в студии?

 

Не то, чтобы эксперименты, но инновации точно бывают на каждом альбоме. Ни одна студийная сессия не бывает похожа на другую. Весь тот опыт - и положительный, и отрицательный, который накапливается нами за время записи очередного альбома, переносится в качестве полезного багаже на следующий раз. Благодаря ему, мы стараемся посредством музыки поднять наши чувства на новы, более высокий уровень.

 

Как происходит процесс сочинения песен? Существует ли строгое распределение ролей между тобой и Тило?

 

И этот процесс тоже всегда разный. Здесь нет каких-то строгих правил или устоявшихся традиций. Могу привести пару примеров. Например, Тило написал стихи, которые нужно положить на музыку. Он садится за пианино и начинает играть - просто то, что ему приходит в голову. Погружаясь в те чувства, которые навевает ему лирика, он создает основу для будущей песни… Другой пример: у меня рождается мелодия, которая начинает постоянно крутиться в мозгу, и если она достаточно хороша, я стараюсь придать ей какой-то законченный вид. Но все это - лишь частные примеры, поскольку написание каждой песни - процесс очень личностный и нередко болезненный

 

Принимаю ли другие музыканты участие в этом процессе?

 

Нет, потому что в Lacrimosa мы хотим выражать наши чувства в исключительно числом виде. Если к сочинению песен подключится кто-то еще, возможно они станут лучше, а возможно и хуже, но в любом случае они уже не будут песнями Lacrimosa.

 

Если заглянуть в буклет, можно увидеть, что автором почти всех песен является Тило, и лишь по одной композиции на альбоме принадлежит твоему перу. Нет ли здесь какого-то притеснения со стороны Тило?

 

Нет, ни о каком притеснении не может быть и речи - у меня в Lacrimosa полная творческая свобода. Но все же не стоит забывать, что Тило - основной автор в группе, к тому же он настолько быстро сочиняет материал, что пока я закончу одну свою песню, у него уже оказывается целиком готов следующий альбом!

 

Тогда, может, у вас накопился какой-нибудь нереализованный материал, который стоит выпустить в виде сольных альбомов или сайд-проектов?

 

Нет, у нас остается не так много материала, не вошедшего в альбомы Lacrimosa. Мы стараемся не распыляться, придумывая десятки песен к каждому альбому, а концентрируемся исключительно на тех песнях, которые хотим записать для диска. Конечно, у нас постоянно рождается множество новых идей, но все они потом находят отражение на наших альбомах.

 

Но если практически любую идею можно реализовать в студии, то на концертах это сделать не всегда удается. Если сравнивать ваши песни в студийном и концертном  вариантах - какие у каждого из них есть плюсы, а какие минусы?

 

Главный плюс наших живых выступлений - это уникальная возможность услышать знакомые песни в новом исполнении, при котором в них остается самое важное - искренность. Нам приходится много работать над аранжировками всех композиций для каждого тура, но результат того стоит.

 

У российских фэнов пока не было возможности насладиться вашими живыми выступлениями. Нет ли планов посетить нашу страну в ходе тура в поддержку альбома "Echos"?

 

До сих пор нашими концертными выступлениями были обделена не только Россия, но и Скандинавия! Так что нам в ходе следующего тура надо постараться "накрыть" оба этих региона. Проблема в том, что мы не выступали с 2001 года, и пока что у нас нет планов на новый тур. А организовать один отдельный концерт для нас слишком хлопотно и дорого - мы даже не принимали в прошлом году участия в крупных европейских фестивалях. Так что наша встреча с российскими фэнами пока что отодвигается на неопределенный срок…

 

Вот мы сейчас говорили об инновациях в вашей музыке. Но нельзя не отметить инновацию в вашем имидже - впервые за долгие годы Тило решился слегка изменить свою внешность, отрастив волосы с боков головы. Это его идея, или же находка вашего стилиста?

 

Это идея исключительно самого Тило - после стольких лет бритья головы он решил, что пришло время начинать отращивать там волосы. И я думаю, что так ему идет намного больше! Что же касается стилиста, то его у нас прост нет. Я сама разрабатываю и шью нашу одежду, а вопросы нашего имиджа на фотосессиях и на сцене решаются совместно мной и Тило.

 

На вашей новой фотосессии лучше стал выглядеть не только Тило, но и ты тоже. Раскрой секрет: какой спорт или диета помогли тебе этого достичь?

 

Спасибо за комплимент! Признаюсь честно: я ненавижу спорт, но мне очень нравиться работать, поэтому весь секрет заключается в том, что частенько за работой я забываю поесть. А вообще, ты наверное знаешь, что настоящая красота идет из глубины души человека…

 

Абсолютно с тобой согласен! Давай на этой ноте и закончим нашу беседу!

 

Большое спасибо за интервью! Хочется пожелать всем вашим читателям хорошего начала нового года. И мы очень надеемся на то, что вам понравиться наш новый альбом!

 

Журанал DARK CITY 2003