Интервью: Черный Обелиск - Цените настоящее (2003) /Рок Портал OZZYOS/

Интервью: Черный Обелиск - Цените настоящее (2003)

 

 

Совсем недавно вышел первый после возрождения Черного Обелиска студийный альбом - "Пепел" (2002), а музыканты легендарной группы уже готовятся порадовать своих поклонников новой пластинкой, которая будет носить название "Нервы". О нынешнем житье Обелиска нам рассказал Владимир Ермаков, давний участник коллектива и один и лучших ударников России. 

ShadowBarrel: - Что значило для тебя в ‘91 году стать участником Черного Обелиска? Что тогда составляло твой творческий багаж? 

Владимир Ермаков: - Я вообще всегда занимался тем, что мне было интересно, и никогда не мог себя заставить заниматься коммерческими проектами. Если говорить о командах, где я играл до Обелиска - сначала я отыграл год в группе Кантор, малоизвестной, но играющей достаточно прогрессивную музыку со сложными размерами, одним словом, это была школа для тренировки мозга. Руководил коллективом пресловутый Ярик "Killer" (Ярослав Кустов - SB), большой поклонник Celtic Frost , Mekong Delta и пр. Следом я нарисовался в группе Stainless, играющей в стиле thrash с навороченными, но более узнаваемыми ритмическими ходами а-ля Testament и т. п. Рос, конечно, как музыкант, и меня радовало то, что я играл с хорошими парнями. Они стали моими друзьями, которыми остаются и поныне.


Что касается Обелиска: я не испытывал на тот момент трепета, как многие. Для меня группа не имела такого культового статуса, как для многих других, и я не осознавал той ответственности, когда меня пригласили на прослушивание. Может быть, поэтому другие барабанщики тогда и прокололись (в том числе и Кеша, мой предшественник по Stainless). У людей тряслись коленки, выпадали палочки из рук…А я достаточно свободно ко всему этому подошел. У меня, в принципе, с авантюрой полный порядок - я всегда раскован, так что на прослушивании ничего у меня не отваливалось и не вываливалось. Я сыграл так, как считал нужным, и показал свои возможности. Только потом я уже понял статус Обелиска как лидера московской тяжелой сцены. Тяжелый рок для меня - очень близкое понятие, ведь я воспитан на старых рок - коллективах, таких, как Deep Purple, Black Sabbath - именно к подобной музыке тяготела московская, именно московская, а не, скажем, питерская сцена. 
Для того, чтобы соответствовать уровню Черного Обелиска, я по 8 часов с репетиционной базы не вылезал. Я понимал, что это должно быть так, как ни у кого. У Толика после Шаха был такой уровень исполнительского мастерства, что нужно было угробить несколько месяцев с метрономом, чтобы соответствовать уровню Толика, и быть его "поддержкой за спиной". Это как некая монолитная стена, от которой можно отталкиваться, которая поддерживает, чем и был до меня Комаров. Недолгий период, к сожалению… Судьба - вещь ужасная… Несколько месяцев я не вылезал из-за барабанов по 5 дней в неделю, и достиг того уровня, который был нужен. В начале ‘91-го года, когда вышла "Стена", показали бы вы мне такого человека, который бы сказал, что это – не лучшая ритм-секция. Прошу прощения, конечно, но это так. Я говорю объективные вещи. Это была лучшая ритм-секция - мы с Толиком. Я даже послушал как-то запись концерта памяти Комарова – Женя Чайко, наш звукорежиссер, записал это выступление - и я поразился, насколько железобетонно это звучало. Оно того стоило!... 


В продолжение темы - почему сейчас в Обелиске Данила Захаренков? По моему мнению, многие представляют себе басиста немножко неправильно, скажем так… Конечно, в Толике, определенно, было больше шоу, больше харизматичных моментов, которые цепляют зал, помимо качественной игры. Данила - другой, но не менее емкий музыкант, и вдобавок, он обладает своим подходом к музыке. Он - профессионал высокого класса, с которым я играл два года в E.S.T., и второго такого найти невозможно. Нет таких басистов!.. Вообще, проблема с басистами… Он очень хорошо чувствует драйв, и не смотря на то, что Данила - не сторонник каких-то показательных моментов в игре на бас - гитаре, то, как он это играет - это дикий кайф… 

SB: - Расскажи, пожалуйста, подробнее о воссоздании команды - как родилась эта идея? Кто был инициатором? Какие цели вы преследовали и чего, по состоянию на текущий момент, вы уже достигли? 

ВЕ: - Все было так… В ‘98-м году я уже не играл. Вообще. И с E.S.T. порвал, потому что устал. Устал не от музыки, а устал от той ситуации, которая сложилась на тот момент - начиная с 96-го, все, что было связано с тяжелым роком, стало приходить в упадок. Многие фэны повзрослели, начали обустраивать свою жизнь, остальным, мягко говоря, было не до музыки. Было очень сложно захотеть играть после такого упадка. Может быть, и Толик ушел из жизни, не вписавшись в новый поворот судьбы… Продолжать не хотелось, но когда я пришел на концерт группы Тризна, где Митяй (Дмитрий Борисенков - SB) тогда играл, я увидел, что он запел, и для меня это стало неожиданностью. А запел он очень хорошо. И появилась мысль вместе собраться и поиграть - просто в кайф. Неважно, под каким названием. И Алексис (Юрий Алексеев, гитарист Черного Обелиска - SB) тоже очень хотел этого, Миша Светлов рвался в бой. У нас не было задачи собрать людей, под каким-либо названием, была задача хотя бы просто собраться со старыми друзьями и поиграть в кайф. И это была сама правильная идея, ведь когда играешь с близкими тебе людьми, с которыми ты уже многое пережил - это дает некую правильную подачу в творчестве. Год прошел - и ничего, а потом случилось так, что Митяй по определенным причинам расстался с Тризной, и встал вопрос - а почему бы и нет? Миша Светлов изначально был активным звеном. Не было бы Данилы - тоже этого бы не произошло. Митяй с Тризной не разошелся бы - тоже этого бы не было. Совпало так, что все мы оказались в состоянии воплотить эту идею в жизнь. Тем более, у Митяя тогда уже был кое-какой накоплений багаж - в частности, четыре композиции с "Пепла" были написаны Митяем именно в тот период, и послужили отправным элементом, с которого началось наше "современное" совместное творчество… Плюс к этому - материал, который появился в процессе репетиций. Поиграв, мы поняли, что это - "да"… Это должно жить, существовать! И мы поняли, что если мы это название не возродим, ведь это наши лучшие годы, наши сильнейшие эмоции, основа нашего творчества, наше кредо, если это не будет так, то это не будет никак… посему - Чёрный Обелиск. 

SB: - Были ли какие-то трудности в связи с выбором именно этого названия? Были ли вы готовы к нападкам, которые обрушились на группу из-за того, что, мол "Обелиск без Крупнова - это не Обелиск"? 


ВЕ: - Начнем с отзыва о первом концерте - это была статья в Р – Клуб’овском журнале… Мы тогда обозначились просто как бывшие музыканты группы Черный Обелиск, ведь это был пробный концерт. Лейтмотивом статьи было то, что на одну нормальную группу в этом жанре стало больше. Это - первое. После этого я с ребятами приехал к Маше Крупновой, которая для меня является во всех смыслах очень правильным человеком, и спросил: "Маша, как ты думаешь? Это правильное решение?" И она всячески поддержала нас. Видимо, судьба так распорядилась, чтобы группа снова стала существовать под этим названием. Я думаю, что в этом не было никакой ошибки. А что касается людей, которые нас обвиняли… Проще всего обвинять людей в тех поступках, которые кому-то лично кажутся неправильными. Это из разряда: "Раньше было круто: девки были сисястее, водку жрали литрами, и ничего, и так далее… такие были вещи. А вы вот взяли, и такую легенду порушили! Была легендарная группа, а вы срубили все на корню!" Те, кто так говорит, не понимают одного - легенды строятся в настоящем! Пройдет 10 лет, положим, не будет группы - это будет уже следующая легенда. Пока есть материал, пока есть альбомы - мы это делаем. Не будет материала - не будет группы. В нашем случае коммерческая составляющая не является приоритетной, у нас приоритетным является творчество: вкладывание в музыку того, что у тебя есть, и осмысление результата, нужен ты или не нужен как музыкант. Практика показывает, что мы нужны. Ну, взяли бы мы себе другое название… какое, в п…ду, другое название?! Время невозможно повернуть назад, к сожалению, и что мы сможем сделать? Мы можем только продолжить дело - и это не есть плохо! Это не может быть плохо. И огульно обвинять нас в том, что мы просто «рубим бабла» на этом деле… ребята, извините, посмотрите лучше на себя. Кто на чем рубит?.. Я так считаю, что в данной ситуации все возможные обвинения (а они могут быть разными для разных людей), как правило обусловлены личностной позицией того, кто все это говорит. Если он по сути своей - жлоб, значит, он по-жлобски и будет это воспринимать, и по-жлобски обвинять нас. Извините, покажите мне пальцем, кто на тяжелой музыке делает деньги?! Поэтому, товарищи жлобы, по себе не меряйте! 

SB: - Первый результат вашего современного творчества, альбом "Пепел" - удачное сочетание философских текстов и непростой музыки. На удивление многим, эта пластинка получилась очень сильной и целостной. Довольны ли вы сами? 


ВЕ: - Мы просто работаем… набирается хороший, законченный материал - получается альбом. Есть отличия от наших старых альбомов, потому что, помимо всего прочего, существует разница между текстами Митяя и текстами Толика. Митяй – более отрывист, неврастеничен в построении текстов, но по содержанию - они взрослые как никогда. Я прекрасно понимаю его манеру. И если вдруг кто-то скажет, что тексты не соответствуют... Извините, подобный "рваный" стиль изложения многим по душе. 

SB: - Согласен, тексты - очень неплохие. Кстати, ты - человек взрослый, весь коллектив - вполне взрослые люди… и в тоже время - ваш новый фэн-клуб состоит из молодых ребят. Как это произошло? Откуда они взялись? Стало ли это результатом того, что в инернете появился сайт Обелиска, или ваши новые фэны сгруппировались, посещая ваши концерты? 

ВЕ: - Для многих молодых людей, а по началу – для немногих, возрождение группы стало настоящим событием, которому они хотели бы помочь. Сайт www.blackobelisk.ru появился благодаря Антону Косаржевскому, нашему администратору. Появился сайт, куда могли заходить люди, которым было приятно помочь возродить легенду. Поначалу, конечно, их было немного, но со времени все это вылилось в фэн-клуб. Входят туда самые активные болельщики. Другой вопрос, что по прошествии нескольких лет любой человек уходит в какую-то серьезную жизнь, и это – нормальное явление. Так было со старым фэн-клубом. 

SB: - Тем не менее, я сам вижу, что многие ребята из старого фэн - клуба не потерялись, они до сих пор приходят на концерты и с каждым разом их все больше. Как они относятся к вашему нынешнему творчеству? 

ВЕ: - Наши старые фэны уже как-то устаканились в этом мире. А поскольку они входили в этот мир через музыку, через определенные общие интересы, вошли, разошлись, растворились, прошло несколько лет, и они приходят опять, возвращаются... им уже пора опять понять то, что было, опять это воспринять, переосмыслить. К сожалению, уже без Толика, но хотя бы с теми людьми, которые явились для них определенной отправной точкой. Они приходят уже как состоявшиеся личности, и мне всегда приятно видеть "стариков"… Сам знаешь, много таких… 

SB: - Недавно были переизданы старые альбомы Черного Обелиска. Кто был инициатором этой идеи? 

ВЕ: - На самом деле, идея давно витала в воздухе, но мы при работе над переизданиями, скорее, выступали в роли помощников. Наследники, в конце концов, договорились, как это должно выглядеть и кто это выпустит. Ну а мы помогли им в меру наших возможностей. 

SB: - Не мог бы ты пояснить, почему альбом "Стена" оказался "размазан" по двум CD, и почему на бюджетных изданиях некоторых альбомов есть неточности в фотографиях составов группы… 


ВЕ: - Что касается неточности в фотографиях, ты наверняка имеешь в виду англоязычный альбом ("One More Day" (1991 ) - SB )… четыре человека на фотографии, а писали трое, да? Ну, Алексис не писал англоязычный, он отсутствовал где-то, все гитарные партии записал Вася (Блилошицкий - SB). Это не есть неточность, состав был из четырех человек, писали трое - так и было на самом деле. Это то, что касается англоязычного альбома. Теперь по "Стене" 91-го года - компания-издатель "Мистерия звука" рассчитывала уложиться в 5 дисков. Глупо было бы, конечно, издавать "Стену" 94-го и 91-го годов на отдельных дисках, ведь для одних - "91-я" "Стена" была определяющей, для других "94-я", но как от показателя качества при переизданиях этих альбомов отталкивались от "94-й" "Стены". И пришлось разбить на бонусы, поскольку "Стена" 91-го года - это тоже, в общем-то, альбом-компиляция, состоящая из песен 91-го и 88-го годов. Поэтому такие вещи, как "Аве, Цезарь", "Полночь" и "Серый святой" пошли бонусами на альбом "86-88", а такие, как "Стена", "Игрок", "We Got Enough" и "Меч" - идут бонусом к "Стене" основной. 

SB: - Давай поговорим о настоящем - концерты, которые проходят в Москве, грядущий альбом, название которого уже известно - "Нервы"… 


ВЕ: - Раньше у нас была практика "меньше концертов, но лучше". Это и 15-летие в Горбушке, и фестивали в Точке, и всевозможные байк-мероприятия, выступления на больших площадках. А когда-то давно мы прикололись к клубным концертам в клубе "Вояж" - если помнишь, был такой клуб. И сейчас мы снова задались целью раз в месяц давать клубные концерты, помимо всяческих отъездов на гастроли - по той причине, что, если исключить членов фэн-клуба, которые на всех концертах бывают более-менее регулярно, есть люди, которые на два концерта прийти не могут, а вот на третий - обязательно придут. Хочется, чтобы как можно большее количество людей смогло попасть на наш концерт, причем в такой обстановке, где можно вживую с нами пообщаться. Понятно, что некоторые могут ходить до опупения, но есть еще много других людей, у которых появилась возможность прийти, и они пришли, и мы сами здесь же - не в гримерке на большой площадке за сценой, куда нет доступа, а прямо в зале, где с нами можно поговорить, пообщаться. Кроме того, при клубных выступлениях у нас есть возможность чаще подписывать на концерты молодые коллективы, даже, может быть, открыть какой-нибудь из них. Вот, кстати, жутко интересный коллектив - Moray Eel. Это - определенные плюсы таких концертов. Что касается следующего альбома - "Нервы": "Пепел" можно назвать нашей реакцией на пережитое прошлое, а "Нервы" - реакцией на существующее настоящие, ответом на то, что в данный момент происходит. Это - пограничное состояние музыканта, когда его кидает из стороны в сторону: то горяченькой водой его обольют, то холодненькой. И "Нервы" - это ответ этому настоящему. Лирических песен на этом альбоме просто не будет. Это будет очень целеустремленный альбом, выражающий наше желание дать пинка - в хорошем смысле слова, и это ни какая-то злоба, нет. Здесь есть агрессия, но положительная. Хотя неврастеническая составляющая - она есть. Это "Нерв"ный альбом с тягучими риффами и старыми формами чего-то очень нового. 

SB: - И несколько слов о каждом из музыкантов Черного Обелиска… 


ВЕ: - Ну, про Данилу я уже рассказал. Миша - это некий хаотический элемент, который со всеми сталкивается, и от всех отталкивается и таким образом все словно связаны между собой. Митяй - это человек, который является стержнем… 

SB: - Заметно, что харизма Митяя прибавляется с каждым концертом… 


ВЕ: - Да, согласен с тобой абсолютно. Поначалу ему, конечно, было очень тяжело, но с каждым разом он обретает свою полновесность как личность. И, может быть, еще Митяй для меня - тот человек, который выражает в текстах и во всем остальном то, что чувствую и я сам. 

SB: - У вас с Митяем нет ревности к тому, что Миша и Данила еще задействованы в E.S.T.? 


ВЕ: - Нет. Данила изначально был в E.S.T., какая тут ревность? Я с ним там еще ведь и поиграл чуть-чуть - пару лет. И какая может быть ревность к нашим товарищам, к Сагадееву? Это же все - наша тусовка, наши друзья. Миша пошел туда играть – ничего, пускай играет! Быть может, у Миши есть много идей, которые он может еще и там воплотить! Я абсолютно нормально к этому отношусь, и остальные, думаю, тоже. 

SB: - Направятся ли тебе гастроли? 

ВЕ: - Да, нравятся. Это - возможность оттянуться даже тогда, когда ты этого не хочешь, но приходится! 

SB: - И напоследок - твои советы слушателям!.. 


ВЕ: - Цените настоящее, потому что скоро оно станет прошлым! 

ShadowBarrel 
ALIVE#4 (14)/ 2003

.