URIAH HEEP - девяностые годы /Рок Портал OZZYOS/

 

 

URIAH HEEP - девяностые годы

 

 


Газета "Времена Года", декабрь 1998 - март 1999, г. Омск.

 

Отметив двадцатилетний юбилей, группа вступила в новое десятилетие XX века решительно и целеустремленно. Перед записью альбома "Different World" они совершают длительный марш-бросок по двум американским континентам, хотя одной ногой уже стояли в английской студии FAIRVIEW и были готовы к очередному "рекорду" (англ. "record" - 1. Рекорд. 2.Запись.). Но, как часто случается у ветеранов-спортсменов при стремительном старте, быстро заносит на вираже. Если продолжать спортивную терминологию, нужно сказать, что забег на длительную дистанций одновременно оказался крайне неудачным. Несмотря на несколько положительных откликов со стороны критики, альбом "Different World" перекрыл кислород миллионам почитателей этой неровной, драматичной, но очень талантливой группы. Продюсирование альбома самим Тревором Болдером, казалось, внесет свежее дыхание в Хип начала 90-х, но, к большому сожалению, чуда не свершилось. Конечно, для того было очень много и объективных причин. Хиповеды еще не раз будут разбирать завалы творческой судьбы своей исследуемой группы на тот период. Но как бы там ни было, этот альбом сильно отбросил чемпионов назад, за что они расплачиваются по сей день. И как здесь не отметишь лишний раз, что жизнь и творчество любых грандов и мэтров так жестоко и несправедливо порой оборачивается к ним самим.

 

В начале 90-х URIAH HEEP выглядели как лыжник, сошедший с трассы, исчезнувший с объективов телекамер и долго на ощупь ищущий свою лыжню. И после нескольких падений он все же находит ее!!!

 

Несмотря на то, что до финиша еще очень далеко, он идет впереди, оставляя за собой многоликую и разноцветную толпу участников забега. А тем же самым телекамерам и невдомек вновь отыскать его, т.к. никто уже и не думает увидеть потерявшегося на трассе, и уж тем более, впереди всех. А ведь именно так и случилось в 1995 году, когда группа URIAH HEEP неожиданно для всех вновь обрела великолепную форму и осанку, выпустив в свет прекраснейший альбом "Sea of Light". Ox, как трудно было повернуть головы и вновь установить взор людям, которые не умеют и не хотят прощать ошибки своим кумирам, а те, в свою очередь, продолжают любить своих поклонников, несмотря на взлеты и падения.

 

Альбом "Sea of Light" появляется на свет в немецкой студии KARO под Гамбургом, моментально разлетается и оседает в фонотеках меломанов в мае 1995 года. Но этому предшествовала четырехлетняя титаническая работа в творческой лаборатории легендарной группы, которая наконец-то ясно определила для себя свою новую, а точнее сказать старую концепцию 70-х. И все вернулось на круги своя. Композиции нового альбома абсолютно ни в чем не уступали таким класси- ческим вещам, как EASY LIVIN' и SUNRISE. Безусловно, вокал Берни несколько отличается от Дэвида, но это отличие не несет в себе качественный уровень. Он просто другой. Будьте уверены, случись ситуация наоборот, ностальгия была бы по Берни. Так уж устроена психология человека. К этой психологии мы еще вернемся, но тогда, в 1995-м, многие, действительно, не принимали и этот шедевр. Это отлично понимали сами музыканты и мы, поклонники, которые изо всех сил старались, чтобы справедливость восторжествовала. Наши усилия возымели действие и не прошли даром. Нельзя сказать, что URIAH HEEP заняли свою прежнюю нишу в мировой рок-музыке, но даже самые упертые скептики приняли альбом "Sea of Light", тем самым в значительной степени помогли установить равновесие пошатнувшейся группе. Песня "Dream On", написанная Болдером, вышла синглом, который достойно красуется до сих пор на полках всех фэнов и меломанов. В Швейцарии сделали видеоклип, но, к сожалению, из-за низкого качества режиссуры он так и не пробился на MTV.

 

Если говорить о многочисленных турах в поддержку этого альбома, то также следует отметить и западный шоу-бизнес. Он так круто взял группу в оборот, что музыканты по несколько месяцев не видели своих семей. А чего стоит российский тур, который отнял у них столько сил, сколько они не тратили, наверное, со времени их бешеной популярности в 70-х гг. Но как бы там ни было, герои нашего повествования все равно счастливы, и, поверьте, это счастье никак не связано с дополнительными нулями на их счетах в банке. Киноконцертный зал "Россия" - главная площадка страны. Два вечера подряд она штурмовалась разъяренной толпой поклонников, которым не улыбнулось счастье купить билет туда, где фантастические гитарные пассажи Мика приводили в неистовый восторг несколько тысяч москвичей и гостей столицы. И это в 1996 году! Вот она настоящая легенда и настоящая любовь к ней. Вот оно возвращение к фантазии. Автор этих строк не может не упомянуть и о том, что годом спустя ценой невероятных усилий наш город также принимал эту легенду и был удостоен двух незабываемых концертов.


"Хватит пафоса!", "Достаточно хвалебных од в адрес группы, давно канувшей в Лету!", "Может, Вы еще скажете, уважаемый поклонник с 25-летним стажем, что группа URIAH НЕЕР - лучшая группа всех времен и народов?!" - воскликнут уставшие от дифирамбов читатели, тем не менее продолжающие читать наши публикации. Разумеется, ваш покорный слуга не так наивен, чтобы надеяться на то, что, перевернув последнюю страницу этого опуса, все меломаны стремглав ринутся к прилавкам музыкальных магазинов и вмиг опустошат весь имеющийся ассортимент компакт-дисков, так или иначе связанных с творчеством URIAH НЕЕР, да еще скандирующих при этом "Даешь море света!!!". Автор этих строк не является спецагентом, засланным западной рок-пропагандой и самой группой URIAH НЕЕР. И если у кого-то создается впечатление, что финальная часть истории группы, а именно восторженные отзывы об альбоме "Sea Of Light", есть попросту продукт его личного отношения к группе, то достаточно привести лишь один пример для того, чтобы отвести эти подозрения.

 

По объему продаж альбом "Sea Of Light" далеко перешагнул рубеж той отметки, где как бы символично сконцентрировался чисто статистический и музыкальный спрос на творчество URIAH НЕЕР за предшествующие выходу альбома 10 лет. Страна восходящего солнца, которая не стала исключением среди стран, сошедших в той или иной мере с рок-орбиты, и также окунувшаяся в волны рэпа и техно, вдруг неожиданно для себя обратила свой взор на давно забытую любимицу японских рокеров и в срочном порядке выпускает у себя этот альбом.

Остается надеяться, что, видимо, не только название альбома прельстило японских производителей компакт-дисков хард-рокового направления. Уж чего, а моря и света там предостаточно своего.

 

И вот теперь возникает вопрос: где найти силы, а главное - подобрать слова, дабы не спускаться в высокопарный стиль своего повествования и спокойно и ровно подвести искушенного и неискушенного читателя-меломана к заключительной на сегодняшний день (!) вехе истории группы URIAH НЕЕР. Поверьте, на фоне вышеописанного альбома сделать это крайне затруднительно. Но что делать, как говорят англичане, if a job is once begun, never leave it till it's done, что по смыслу примерно соответствует русской поговорке: "Назвался груздем - полезай в кузов". Если между этим абзацем и следующим вдруг окажутся несколько пустых строк, дорогой читатель, это не будет ошибкой наборщика. Это просто глубокий вдох автора перед описанием следующего альбома.

 

Итак, год 1998. Апрель. Музыканты заседают теперь уже в лондонской студии WHITFIELD MASTERING и начинают работу над новым альбомом под очень необычным названием "Sonic Origami". Впрочем, название пришло гораздо позже, только после того, как "творческая лаборатория" сплела воедино все замыслы каждого участника коллектива. Именно каждого, несмотря на то, что в авторах композиций так же, как в "Sea Of Light", указаны имена только тандема Бокс-Лэнзон и отдельно Болдера. Пользуясь случаем, хотелось бы отметить, что только совместное творчество, независимо от авторства, всегда давало и дает сейчас нам с вами такое потрясающее явление, как URIAH НЕЕР. К этой теме мы еще вернемся, особенно тогда, когда придется доказывать, что, действительно, гениальный рок-композитор XX века Кен Хенсли еще далеко не все, что составляло феномен музыки этой легендарной группы. Чтобы не завязнуть на этой теме раньше времени, мы возвращаемся в студию, где Хипы начинают колдовать над чарующими гармониями, рожденными в их сердцах, к сожалению, с большим опозданием. Основной материал был задуман и набросан задолго до того, как они собрались на запись. Мик и Фил, которые уже давно переселились жить в солнечную Австралию, спрятавшись в своих особняках с кондиционерами от палящего австралийского солнца, произвели на свет, наверное, сами того не подозревая, не побоюсь сказать, такие "шедевры", какие останутся в сердцах и душах десятков миллионов почитателей URIAH НЕЕР и миллионов вернувшихся в их ряды. Достаточно назвать песни "Between Two Worlds", "Question", "Golden Palace". He остался в долгу и Болдер, вдохновение которому, видимо, давала радость общения с его третьим трехгодовалым сыном и женой американкой, которая, сами понимаете, не могла не участвовать в деле производства этой радости.

 

Вот так, независимо друг от друга, каждый со своим творческим багажом, из разных частей света эти люди собрались у себя на родине, и туманный Альбион стал свидетелем рождения (Боже, уже в который раз в истории музыки вообще) еще одного дитя, которого и нарекли Sonic Origami.

 

Origami - древнейшее японское искусство складывания различных фигур и фигурок из бумаги. Название выбрано не случайно. Несмотря на то, что идея окрестить альбом таким необычным именем принадлежит им самим, думается, однако, что эта мысль им послана с неба. Японцы передают свое искусство из поколения в поколение, многие хранят секреты мастерства как семейную реликвию. Как смогли музыканты, не получавшие по наследству никаких музыкальных секретов, добиться такого совершенства в гармонии и из каждой вещи сделать великолепные фигурки в виде нот, одному Богу известно. Да, это настоящее искусство, это настоящая музыка, это настоящие URIAH HEEP.

 

Продюсировать альбом взялся некий Pip Williams, любивший Хипов еще со времен "Salisbury" и уже знакомый нам по работе с такими группами, как Status Quo и Spice Girls. Направленность продюсера на коммерциализацию сразу наложила отпечаток на процесс работы в студии и сориентировала, естественно, пластинку на американский рынок. И поэтому несколько попсовый оттенок некоторых вещей альбома существенно отличает его от предыдущего. Обвинять Хипов в этом ни в коем случае нельзя. Ну, во-первых, им давно уже необходимо поправить финансовое положение, дабы не плестись в хвосте некоторых супергрупп, названия которых по понятным причинам отмечать не будем, чтобы не обидеть их поклонников. Это "отставание" никоим образом не имеет отношения к творчеству и творческому потенциалу вообще.

 

Речь идет о внешнем антураже в виде спецэффектов с вертолетами, салютами, которые в десятки раз пышнее наших советских, кои правда и несли другую идеологическую нагрузку, и многое другое, что создает действительно потрясающее зрелище, однако, зачастую являясь только яркой ширмой, скрывающей истинноелицо группы отлюдей, чьи глаза радуются больше, чем уши. Безусловно, все это необходимо, хоть и стоит огромных денег, но все должно быть в соизмерении.

 

Во-вторых, коммерческая направленность Sonic Origami не есть что-то непривычное для Хипов. Они всегда, во всяком случае, очень часто, скатывались то в одну (rock), то в другую сторону (pop), за что, в общем-то, всегда и расплачивались, вызывая неудовольствие, даже гнев у одних, но восторг и любовь у других, а затем - наоборот.

Альбом "Sonic Origami" начал свое триумфальное шествие по миру 14 сентября 1998 года. Правда, некоторые круги музыкальной России с присущим им скептицизмом, а иногда и снобизмом, по инерции продолжают не замечать и этот альбом, и группу вообще. Вот примерный диалог между автором и меломаном средних познаний, не обремененным возможностью, а правильнее сказать, способностью сравнивать и анализировать:

 

- Как тебе URIAH HEEP сегодня?
- А я их давно не слушаю. В общем-то, с тех пор, как ушел Хенсли.
- А слышал ли ты альбом "Sea Of Light" или, скажем, "Sonic Origami".
- Нет. А когда они вышли? Впрочем, все равно неинтересно.

 

Эти традиционные ответы, конечно, заставляют задуматься лишний раз, насколько велика сила инерции и как трудно, порой просто невозможно, ее остановить. Как бы там ни было, красную кнопку нажали, и альбом "Sonic Origami" начал поражать намеченные цели, включая Соединенные Штаты Америки, а также другие точки планеты, которые, как говорится, идут уже "прицепом".

 

Остается только поражаться обороноспособностью некоторых стран, имеющих, к счастью, свои "прорехи" и последнее время увеличивающиеся в размерах. Альбом, в котором нет ни одной проходной вещи, просто не может быть не замечен рок-общественностью, включая американскую, специально для которой, чтобы потешить их самолюбие, был исполнен и включен в альбом единственный кавер "ACROSS THE MILES" некой американской команды под названием "SURVIVOR" (русск. "оставшийся в живых").

 

Мы не знаем, осталась ли в живых эта группа сегодня, но вот, что говорит по этому поводу сам Тревор Болдер: "Да, мы рискнули. Эта песня очень хорошо знакома американцам (Уж кто-кто, а Тревор знает, что говорит. Жена ж, поди, родилась и полжизни прожила в Далласе. - Прим.авт.), хотя не каждый, наверно, помнит, кто ее исполнял, так как она никогда не была хитом. Мы изменили ее, вложили свое чувство, и я даже был удивлен, как мы сделали это. Конечно, эта вещь не совсем влилась в стиль альбома, потому как по духу напоминает конец 80-х, но мне нравится, как она слушается в нашем исполнении сегодня". От себя остается добавить, что песня "ACROSS THE MILES" удивительно органично вплелась в общую ткань этого прекраснейшего альбома, наверно, лучшего за последние 20 лет.

 

Подходит к концу наш рассказ о легендарной (извините за шаблонное слово, но другого просто нет) группе XX века. Естественно, еще не поставлена точка в их творческой судьбе и очень хочется надеяться, что музыка этой живой легенды еще много раз будет поражать нас своей неповторимостью и способностью проникать в самые потаенные места человеческой души. Еще много не исследовано, много не написано и, к сожалению, очень много прошло незаметно для тех людей, кто любит рок-музыку, понимает ее, но, не оказавшись в нужный час в нужном месте, посвятил себя другим группам, другой музыке, а зачастую, и другим интересам... Разумеется, это право каждого, но существует такое понятие, как классика, а ею хоть изредка надо интересоваться. Позвольте, дорогие читатели, с этого момента начать излагать свои мысли от первого лица единственного числа, во-первых, убрав этим переходом как бы безликость автора, и, во-вторых, это дает свободу (а она, слава Богу, у нас в стране отвоевана) в более эмоциональной и категоричной форме выражать свои чувства, принадлежащие лично мне, за что, в общем-то, я и один буду нести ответственность.

 

Отсутствие иллюстраций в этот раз не случайно, так как проиллюстрировать то, о чем будет сказано ниже, просто невозможно. И я очень рад, что газета "Времена года" дает мне возможность выразить свои наболевшие вопросы в полном объеме. Нет, речь не будет идти о том, что группа URIAH НЕЕР - это лучшая группа за всю историю рока. Ни в коем случае. Я прекрасно понимаю, что стоит мне только сделать уклон в эту сторону, как я больше никогда не отмоюсь от обвинений в предвзятости и навязывании своего мнения обществу, которое, естественно, имеет право на свой выбор. Группа URIAH НЕЕР, по большому счету, не нуждается в поддержке, особенно сейчас, а также в излишнем восхвалении и обожествлении, возведенном в ранг культа. Романтики в творчестве, но реалисты в жизни, музыканты прекрасно понимают и осознают все свои ошибки и просчеты и потому не надеются на глобальное возвращение былой славы. В этом смысле они уже сделали свое дело. Их музыка навсегда останется в истории рока и будет достойно красоваться на одном из главных мест как бы нереальной и незримой доске почета.

 

Можно было бы перечислить все их "регалии", но я не делаю это умышленно, дабы заключительная часть моего повествования не носила рекламно-реабилитационный характер. Рок-музыка как один из носителей духовной культуры, к сожалению, была слишком поздно признана в нашей стране. Безусловно, это было вызвано рядом причин, о которых сейчас говорить просто бессмысленно. Тем не менее, о ситуации, которая сложилась в современном музыкальном мире, причем, не только в нашей стране, хотелось бы сказать несколько слов.

 

С тех пор, как человечество осознало, что на искусстве можно делать большие деньги, прошло не одно столетие. Шло время, менялись стили и направления, менялись вкусы и взгляды, менялось, наконец, само искусство. Что-то исчезло совсем, что-то застыло в своем поступательном движении, как, например, классическая музыка, созданная великими композиторами не на века, а на вечность. И появлялось что-то новое, подстать духу своего времени в разных обличиях и, соответственно, принося разные дивиденды. Но все перечисленное мною объединяло одно - музыка создавалась человеческой душой и сердцем, и было совсем неважно, кто и как нагревал на этом руки. Шоу-бизнес - это тоже работа, и ничего постыдного нет в том, что кто-то кому-то, продав тот или иной "товар", зарабатывал себе на хлеб и стимулировал в себе очередное вдохновение. Хотя, безусловно, непреложной истиной является то, что наличие таланта есть непременное условие в деле "производства" любого музыкального произведения, как, впрочем, в искусстве вообще. И вот неведомо когда, неведомо где и неведомо кем была совершена революция в структуре шоу-бизнеса в принципе. Эта нехитрая схема существовала на протяжении нескольких веков, если, конечно, современный термин "шоу-бизнес" можно употребить к разным эпохам. Любому творцу невозможно вызвать у себя вдохновение по заказу и поставить свое дело на поток. Но в чью-то, видимо, очень неглупую голову пришла мысль: а почему бы, например, на музыке нельзя зарабатывать деньги не раз в столетие, не раз в десятилетие, не раз в год, а каждый день!!! Начитавшись "Откровения" Иоанна Богослова о грядущем апокалипсисе в связи с всеобщим помутнением рассудка, этот человек, а, скорее всего, это была группа людей, способная в очень большой мере влиять на музыкальные вкусы масс, решили подмять под себя весь шоу-бизнес в мировом масштабе. Естественно, что музыкальные вкусы их самих заключаются только в шелесте купюр.

 

А что для этого нужно? Да совсем немного. Переориентировать человеческие мозги в нужном для нас направлении. Ведь политикам это удается. И революции, о необходимости которых даже никто и не помышлял, свершаются, причем, подобных аналогов история тоже не знала. Дело оставалось за немногим. Чтобы зарабатывать деньги каждый день, нужно и создавать музыку ежедневно. Ну, вот с этим нет проблемы вообще.

Благо, есть умные электронные машины, способные контролировать производство сверхточных шариков для подшипников, а также более умные, способные влиять на совсем другие шарики, коих, как известно, в силу своей незрелости, неопытности и т.д. часто бывает в недостаточном количестве. Главное - успевай менять идиотские тексты и синхронно накладывать на уже готовый "музыкальный" материал, который можно не менять полгода, а то и год. Рифма? Пожалуйста - малышка-мышка! А можно и вообще без рифмы - я пришел, а ты ушла, значит, не любишь. Или вот, например, - упала шляпа. Круто, не правда ли? Остается открытым вопрос об исполнителях. Как же быть с ними? Ну, ребята, не будьте так наивны. Вокруг безработица. За такие деньги не то, что человек, курица соловьем заливаться будет. Да при том будет она уже совсем не курицей, а какой-нибудь важной птицей, например, страусом. А кто не хочет прятать голову от стыда в песок, сделаем павлином. Это смотря как долго он может тянуть у-у-у, а затем - а-а-а. А музыкантам главное - не опаздывать нажимать всего две кнопки. Одну - отвечающую за ритм-секцию, а другую - за имитацию разных звуков, включая те, о которых вслух не принято говорить. И пошел гулять по свету рэп с техно и другими братьями по духу в обнимку, принося при этом такие деньжища, и, что самое главное, каждый день. Впрочем, не имею привычку считать чужие деньги. Речь то ведь о другом. Деградация музыкального вкуса достигла такой отметки, что за ней уже может стоять только наслаждение от звука спиваемой воды в унитазе.

 

Проблема музыкальных вкусов отцов и детей существовала всегда. Нашим бабушкам не нравилось, что слушали наши родители. Соответственно, нашим родителям не совсем нравилось, что слушали мы, поколение 70-х и 80-х. Но на этом логический ряд обрывается. Все! Баста! То, что происходит сегодня, не подлежит никакой логике, разве что вышеописанной. Идет тотальное оболванивание молодежи, причем, не только в нашей стране, но и в мире в целом, т.к. там за бугром дела обстоят еще хуже. У нас хоть худо-бедно еще как-то держится российская эстрада на реальных талантах вроде Пугачевых и Распутиных (вот уж поистине исторические фамилии) да Антоновых и Газмановых. Разумеется, можно назвать еще несколько фамилий. Рок мы не трогаем. Мое твердое убеждение в том, что, несмотря на бесспорно определенное количество очень талантливых парней и групп в целом, в нашей стране рок, в классическом понимании этого слова, существовать не может в принципе, также, как он не может существовать в Германии, во Франции и Т.д. В России, разумеется, есть рок, но он наш, российский. Равно как у нас не может существовать кантри, точно также на Западе никогда не приживется частушечный жанр. Вопрос этот, разумеется, очень сложный и спорный. Он требует тщательного анализа и, возможно, более профессионального подхода. Одним словом, смутные времена, смутные нравы. Все это время, как я пишу эти строки, меня не покидает вопрос: а нужно ли сейчас поднимать эту проблему? Ведь вокруг столько проблем более важных? Ну что ж, можно, конечно, ответить самому себе и читателям стандартными, набившими оскомину фразами, типа: без культуры нет нации и нет будущего и т.д. и т.п. Но ведь вопрос, видимо, в принципе неверен. Что делать, если человеческий мозг под гнетом сегодняшних забот становится цементным, и им легче кому-то управлять. Как говорится, маразм крепчает, и отсюда все вытекающие последствия. Мой гротескный стиль финального аккорда истории группы URIAH HEEP может вызвать бурю негодований, особенно у молодежи. Но что прикажете делать, если днем и ночью радио и телевидение пичкает нас своей электронно-синтетической так называемой "танцевальной музыкой", под которую я не могу и не хочу танцевать, сидя, например, за рулем своего автомобиля. Кто-то уже должен хоть как-то бороться с этим. Для такой музыки есть специально отведенные места (невольно напрашивается определенная ассоциация). Но, видимо, кто-то упорно хочет сделать из России, и не только, сплошную танцплощадку, совершенно забывая, что у людей есть души и сердца.

 

И в заключение. Обвиняйте, в чем хотите, но, ради Бога, не приклеивайте ярлык отсталого невежды, который не понимает сегодняшний дух и темп современной молодежи. Ставьте шоу-бизнес на поток. В конце концов, этим грешил сам великий Вивальди, но не делайте из людей бездушных рабов, слушающих бездушную музыку.

 

Открывая серию небольших специальных материалов о бывших участниках группы URIAH HEEP, я, безусловно, осознаю, что наибольший интерес у читателей вызывает Кен Хенсли, и потому начинаю именно с него. С тех пор, как этот человек покинул URIAH HEEP, прошло 19 лет, и, к сожалению, широкому кругу читателей, внимательно штудирующих различную рок-литературу, не так часто представлялась возможность отслеживать его творчество.

Скудные обрывки информации о Хенсли, просачивающиеся в нашей, да и в зарубежной прессе, никогда не давали полного представления о том, чем же действительно занимается наиболее одаренная (по мнению большинства) личность этой некогда мега-группы мирового рока. Зачастую заметки о нем были тенденциозны и потому не могли не искажать реального положения дел.

 

Так что же все-таки оставил после себя Кен Хенсли за прошедшие вот уже почти 20 лет, и чем он занимается сегодня? В начале 80-х фамилия Кена стала довольно-таки часто мелькать на различных LP. Достаточно вспомнить такие группы, как BLACKFOOT ("SIOGO" 1983 и "VERTICAL SMILES" 1984), WASP ('THE HEADLESS CHILDREN"), правда последний проект относится уже к 1989 году. Скромное появление Хенсли на обложках этих альбомов с большим трудом можно засчитать как творческое наследие, без всякого сомнения, гениального рок-композитора. Скорее это было похоже на то, что музыканты вышеперечисленных групп, случайно встретив Кена на улице, окрикнули его и спросили: "Эй, Кен, привет! Как поживаешь? Нам позарез нужна громкая фамилия для промоушена. Все материалы уже готовы и записаны. Тебе только надо добавить немного клавишных партий впереди или поверх того. Выручай, старина!" Во всяком случае, прослушав эти альбомы и не почувствовав там даже сотой доли того, что в действительности может сделать человек, имя которого не сходило с уст рок-общественности 70-х, других ассоциаций возникнуть не могло. Что случилось? Где наш уникальный талант, который сбивал наповал даже самого рьяного противника группы URIAH HEEP?

 

Чтобы объяснить причину творческого застоя Кена Хенсли в 80-е, необходимо немного отойти от выбранного мною курса и посвятить читателя в "издержки" его личной жизни того времени. Но я сознательно не вхожу в область этих приватных проблем, хотя бы потому, что они мало чем отличались от проблем такого рода большинства легендарных рок-музыкантов. Более того, творчество меня интересовало всегда больше, чем интимные подробности личной жизни любых звезд, несмотря на то, что он сам рассказывал, и довольно откровенно, очень многое из того, "каким он парнем был". Как бы там ни было, единственная деталь его личной жизни, которая радикально изменила Кена как личность, как человека и как творца, разумеется, должна быть известна всем. Я имею в виду его последнюю жену Дарлин (четвертую по счету), которая сыграла огромнейшую роль в жизни Кена, как в личной, так и в творческой. Они познакомились в 1983 году в Сент-Луисе, где она работала в обслуге американской авиакомпании TWA во время небольших BlackfootoBCKHX туров. К концу 1984 года он покинул группу, вероятно, выкурив свою последнюю в жизни "трубку мира" в компании друзей-индейцев, и уже окончательно переехал в Сент-Луис, где его ждала будущая супруга. Там же он налаживает свой бизнес, отнюдь не творческий, и появляется на свет в качестве менеджера посреднической компании по распространению в 30 странах мира американских усилителей GRATE, используемых различными рок-группами. Но его перевоплощение не ограничивалось рамками новой профессии. Связав свою жизнь брачными узами с христианкой от роду, Кен, естественно, вскоре уже сам разделяет с ней ее вероисповедание, напрочь забыв все свои слабости и грехи.

 

Кто знает, может быть, именно это и спасло ему жизнь, чего, к сожалению, не удалось сделать Габриэлле Байрон примерно в эти же годы. Выскочив из плена дурманящих иллюзий, Хенсли все же не удается создать собственную группу под названием SHOTGUN. Мелькнув на американском небосклоне в середине 80-х, группа также незаметно исчезла, не выпустив ни одного альбома.

 

90-е годы, к большому сожалению, также абсолютно ни чем не порадовали поклонников URIAH HEEP и Кена Хенсли, самую влиятельную, на первый взгляд, фигуру этой группы. Наметившийся проект христианского альбома "А GLIMPSE OF GLORY" его новой группы под названием VISIBLE FAITH так и не может осуществиться с середины этого десятилетия. Причины задержки тщательно скрываются, хотя на протяжении последних 4-х лет нас уверяют, что все давно готово и дело остается за немногим. А между тем, Кен успевает выпустить в 1994 году ретроспективный сборник "FROM TIME TO TIME", состоящий из ранее никому не известных песен, записанных еще в период с 1971 по 1982 годы. В 1997 году, копаясь в залежах одной нью-йоркской радиостанции, ему удается выудить запись концерта URIAH HEEP в Сан-Диего, датированный 8 февраля 1974 года, и вскоре на прилавках CD появляется этот очередной раритет, весьма интересный всем поклонникам URIAH HEEP. Его фамилия начала мелькать также напротив слова продюсер в заметках о музыкальных разработках некоего гитариста Брюса Камеруна.

 

Как мне стало известно, их совместное творчество имело место в конце 1998 года в городе Wilmington, штат Северная Каролина. Запись была посвящена 28-летней годовщине со дня смерти Джими Хендрикса, и этот альбом под названием "Midnight Daydream" поступит в продажу весной 1999 года. Помимо этой работы, Кен Хенсли взялся продюсировать испано-язычного певца Ксавьера Мендозу, где он также исполняет гитарные и клавишные партии. Одним словом, список его творческих работ в 80-е и 90-е весьма не густ, и вряд ли в ближайшем будущем он изменится. А потому мне остается констатировать тот факт, что имя Кена Хенсли у меня может ассоциироваться только с именем группы URIAH HEEP, где он провел лучшие годы, и где он, несомненно, смог проявить свой талант в самых ярких красках. А это, уверяю вас, общая заслуга группы.

 

Так уж получилось, что в связи с довольно большой текучестью кадров в группе URIAH HEEP, вся армия поклонников как бы разделилась на отдельные дивизии, каждая из которых в свою очередь отдает честь только какому-то определенному периоду, составу, конкретному голосу или музыканту. Я, равно как и другие, искренне преданные творчеству группы URIAH HEEP поклонники, живущие в разных уголках планеты, всегда был и есть ярым противником подобных классификаций. Для меня смена тех или иных музыкантов только усиливала интерес к музыке этой группы и заставляла путем сравнений и анализов глубже понимать ее многогранность и, одновременно, монолитность. Это был и есть один большой коллектив, с той лишь разницей, что его участники никогда не были все вместе на сцене или в студии, а в данном случае, согласитесь, эта разница не принципиальная. У каждого была своя очередь в очень большом музыкальном спектакле, длящемся вот уже почти 30 лет, проходящем сразу во всех странах мира и слушаемым десятками миллионов жителей нашей планеты. Выход очередного участника никогда не изменял, по большому счету, дух и неповторимый стиль группы URIAH HEEP. Возьмите любой альбом, и вы поймете, что, при всей разности лидер-вокалов, общее лицо группы остается неизменным, и мы легко узнаем родную музыку, потому как давно уже заражены вирусом "U.H.".

 

Одним из ярчайших участников этого HEEP-гала-концерта несомненно являлся и Джон Лоутон. Творческая биография этого человека берет свое начало в далеком 1969 году, когда была выпущена первая пластинка группы ASTERIX. Буквально спустя несколько месяцев они переименовали себя в LUCIFER'S FRIEND. Справедливости ради надо отметить, что Джон Лоутон за год до этого участвовал в полупрофессиональной группе STONEWALL и долго скитался по различным клубам Гамбурга (опять Гамбург - вспомните BEATLES), так как у себя на родине почему-то в то время было очень трудно пробиваться даже битлам. Вот тут, как говорится, он и попал в сети немецким начинающим музыкантам.

 

О группе LUCIFER'S FRIEND можно рассказывать очень много или ничего. Так или иначе, Лоутон в начале 70-х накрепко связал свою судьбу с этой талантливой, очень разноплановой группой, которая ни в какую не захотела отпускать от себя англоязычного вокалиста, да тем более такого, как Джон Лоутон. Его голос был и будет ярчайшим украшением любой группы, причем не только в рок-музыке, но и в джазовых вариантах. Вспомните хотя бы альбом "BANQUET' 1974г., кстати, любимого альбома Джона. Можно сказать, что именно с этого и начался стремительный взлет его карьеры. Будучи примеченным Роджером Гловером, он тут же был приглашен для участия в большом проекте "BUTTERFLY BALL" легендарного басиста DEEP PURPLE, к счастью, недавно изданного на компакте. Ну, а кто не помнит группу THE LES HUMPHRIES SINGERS. В середине 70-х их знаменитый шлягер "Mexico" в нашей стране не было слышно разве что на правительственных концертах, посвященных каким-нибудь юбилеям наших любимых вождей.

 

В 1976 году Джон все-таки покидает эти коллективы и по рекомендации того же Гловера занимает место фронтмэна в группе URIAH HEEP. Я не буду подробно описывать этот период его творчества, т.к. уже достаточно много рассказано, написано, а главное - услышано. Не знать такие песни, как "Free Me", "Sympathy", "Come Back To Me', значит, не знать ничего. Я уверен, что люди, никогда не слышавшие эти вещи, в принципе и не читают эти публикации, и потому давайте не будем на них ориентироваться. А вот постхиповский период, как наименее известный, уверен, будет интересен всем меломанам.

 

Сразу после ухода из URIAH KEEP Лоутон продолжает свое тесное сотрудничество с истинными арийцами, тем более что теперь он уже повязан и брачными узами с некой Iris Mellis, родившейся и выросшей в Германии. Брак их был зарегистрирован 11.07.77 г., т.е. в самый пик популярности URIAH HEEP эры Джона Лоутона, и в этом счастливом браке они живут по сей день, благо, языкового барьера у них никогда не было и нет - Джон владел в совершенстве языком еще задолго до того, как они познакомились. В 1980 году он выпускает сольник под названием "Hardbeat", а годом спустя - крайне неудачный альбом "Mean Machine" все с тем же другом Люцифера. Их дружба возобновилась только в 1994 году, когда группа выпустила фантастический (!) альбом под названием "Sumogrip". 5 баллов по пятибалльной шкале - это очень мало, чтобы по достоинству оценить эту работу. А перед этим событием Лоутона завербовала малоизвестная немецкая группа ZAR, с которой он записал альбом "Live Your Life Forever' 1990 г. и одну песню в 1993 году в альбоме под названием "From Welcome To Goodbye". Однако здесь необходимо сделать небольшое уточнение. Все эти краткосрочные появления Джона в музыкальном мире были как бы между прочим. Дело в том, что почти все эти годы он с женой осваивал цветочный бизнес, но, к счастью, осознал, что получать букеты цветов после каждого концерта куда приятнее, чем выращивать их, поэтому бросил цветочное дело и создал в Лондоне теперь уже свою собственную группу GUN HILL. Однако в таком сумасшедшем количестве рок-групп в той же Англии вновь обрести былую славу крайне сложно, тем более что имя Джон Лоутон многие уже подзабыли. В 1994 группа выпустила на МС альбом "One Over The Eight", а в 1997 - CD "Nightheat". Почему так мало?


Человека, о котором сегодня пойдет речь, с большой натяжкой можно отнести к категории экс-хипов. Его имя итак вполне заслуженно имеет самостоятельную и очень хорошую репутацию в мире рок-музыки. Хотя нельзя не отметить, что такая группа, как URIAH HEEP, не могла не быть своеобразным трамплином для кого бы то ни было, в том числе и для нашего следующего героя.

 

Джон Веттон родился 12 июня 1946 года. Начало его музыкальной карьеры можно отнести уже к 1961 году, когда пятнадцатилетним юношей он овладел многими музыкальными инструментами, в том числе и скрипкой, и в течение восьми лет проходил курс молодого рок-бойца в таких группах, как THE CORVETS, THE PALMER JAMES GROUP, SPLINTER, TETRAD и HELEN SHAPIRO & BAND.

 

Однако в разряд профессионалов Джон, по его словам, попадет только в 1969 году, когда вместе с James Litherland (ex-Colosseum) они образовывают группу под названием BROTHERHOOD, позднее переименованную в MOGUL THRASH и в конце 1970 выпустившую первую пластинку. Вот так началась трудовая деятельность Джона Веттона, и далее весь "послужной список" этого человека очень хорошо знаком и представлен в фонотеках в виде многочисленных LP и CD у миллионов почитателей его таланта. Достаточно вспомнить такие группы, как FAMILY, KING CRIMSON, U.K, ну и конечно, знаменитую ASIA, где роль лидер-вокала и мультиинструменталиста была особенно видна. Есть версия о том, что творчество Джона в группе ASIA есть естественное продолжение его восемнадцатимесячного пребывания в URIAH HEEP, где он якобы запасся и был пронизан особым хиповским духом, который позднее и вылился в музыке его детища. С этим можно соглашаться, можно - нет, но ясно одно, что в URIAH HEEP Джон Веттон прошел хорошие курсы повышения квалификации и, безусловно, поднялся на ступеньку выше не только как музыкант, но и как композитор. До сих пор невозможно спокойно слушать хенсли-веттоновскую "Weep In Silence" из "High And Mighty". Немногие знают о том, что Джон являлся и лидер-вокалом в песне "One Way Or Another" в том же альбоме, когда Байрон был серьезно болен ветрянкой и не мог присутствовать в студии. Причин для ухода Веттона из URIAH HEEP было много. Одна из главных - творческая несовместимость. Спустя 20 лет сам Джон скажет о том, что стиль его игры на бас-гитаре в корне отличался от хиповского саунда, и только Гари Зэйн идеально подходил для этой команды. Ну что ж, против этого возразить, уверен, никто не сможет. Но была еще и малоизвестная кому-либо деталь, из-за которой Джон вряд ли бы остался в группе. Это изгнание Байрона, с которым они были очень дружны (кстати, Джон был единственным из Хипов, кто присутствовал на траурной церемонии прощания с Байроном) и близки по духу не только музыкальному, но и несколько другому, до боли знакомому многим творческим людям. Одним словом, эта "бахусная солидарность", на мой взгляд, сыграла далеко не последнюю роль в уходе Веттона из URIAH НЕЕР. Впрочем, их дороги в любом случае разошлись бы и позднее.

 

80-90-е годы также были очень продуктивными, и я уверен, что любой более менее грамотный меломан хорошо знает творчество Джона Веттона и в эти годы.

 

Я не буду подробно описывать все альбомы, где Джон проявил себя и как лидер-музыкант, и как просто принимавший участие в некоторых проектах своих старых друзей, таких, например, как Phil Manzanera, Roger Chapman, Steve Hackett и др.

 

Все это было, безусловно, интересно. Но два солоальбома "Battle Lines" 1994г. и "Arkangel" 1997г., по-моему твердому убеждению, являют собой самое яркое воплощение одаренности Джона Веттона за последние годы. Я лично никогда не был очень большим поклонником "Азии", но эти два компакта я прокрутил, что называется, до дыр и окончательно убедился в том, что этот человек достоин самых больших почестей и похвал.

 

Впрочем, в подтверждении того два года назад в США была выпущена книга "My Own Time" (одноименная песня из альбома "Азии" "Alpha" 1983г.), написанная американским журналистом Kim Dancha, где в полной мере описан уникальный талант Джона Веттона.

 

Перелистывая страницы своей Хип-библиотеки и готовясь к освещению творческих вех оставшихся экс-хипов в своей последней (увы!) статье, я, к великому сожалению, лишний раз убедился в том, что рассказать обо всем просто невозможно. Даже те музыканты, которые, казалось бы, были наименее заметны в URIAH HEEP, достойны более детального описания их творчества как в самой группе, так и вне ее. Почти все из них сыграли немалую роль в создании феномена URIAH HEEP на разных этапах в целом. Они вносили свои индивидуальные творческие способности в общий процесс, стараясь при этом не выходить за рамки данного музыкального стиля и лишь изредка оттеняя его своими находками.

 

Взять, к примеру, Пола Ньютона. Первый бас-гитарист группы, которая только за создание таких вещей, как "Yuly Morning", "LookAt Yourself", "Lady In Black" и "Salisbury", была достойна уже находиться на самом почетном месте в мировой рок-истории. К сожалению, творческая судьба Пола сложилась, мягко говоря, не совсем удачно. После ухода из URIAH HEEP из-за пресловутых творческих разногласий, этот человек так больше ни разу и не появился на музыкальном небосклоне в течение более 20 лет. Лишь в начале 90-х он решил создать свою Hobbyband под названием OFF THE CUFF, состоящую из трех (!) музыкантов, пригласив туда Dave Bale (гитара, экс-STEVE GIBBONS BAND) и ударника, кого бы вы думали, самого Кейта Бейкера, того самого, кто честно "отстучал" весь альбом URIAH HEEP "Salisbury". Вот уж поистине - пути Господни неисповедимы. Они не виделись почти двадцать лет, причем жили в Лондоне недалеко друг от друга. Группа OFFTHE CUFF имела и соответствующую популярность только в узких кругах посетителей не самых фешенебельных пабов Лондона.

 

Через некоторое время Бейкер покидает своего друга по "Salisbury", и Пол меняет не только ударника, но и название, видимо, весьма интригующее засидевшихся паб-посетителей, на LULU'S KNICKERS ("подштанники Пулу").

 

В конце 1996 года Пол также участвовал и в некой джаз-рокгруппе DIN SHINN GROUP, дав при этом несколько концертов в Лондоне, видимо, далеко не самой притязательной рок-аудитории. Кейт Бейкер также, как и его последователь по Хипам Йен Кларк, подался в преподавательство игры на ударных инструментах в разные музыкальные школы, оставив теперь уже навсегда профессиональную сцену. Однако такие экс-хипы, как John Sloman, Chris Slade и Bob Daisley, не собираются покидать рок-музыку и изредка всплывают в различных альбомах таких известных групп и музыкантов, как АС-DС и Gary Moore.

 

Оставил профессиональную сцену и Peter Goalby, лидер-вокал трех хиповских альбомов начала 80-х. Сейчас он имеет свой собственный магазин музыкальных инструментов, и порой весьма дорогих. Например, такая легендарная группа, как SMOKIE, пользовалась услугами Питера, а именно - его акустической гитарой во время записи альбома 1994 года "Celebration". Джон Синклэйр в конце 1996 года выпустил свой соло-альбом под названием "Dunmore", где он исполнил все вокальные и клавишные партии. Альбом создавался с прицелом на стиль 70-х. Марк Кларк, соавтор знаменитой песни "Wizard", имеет довольно большой послужной список постхиповского периода. Достаточно сказать, что этот человек принимал участие в 1977 году в группе RAINBOW, где он заменяет басиста Jimmy Bain, а также в дебютном альбоме Майкла Болтона в 1983г. В 1994г. Марк возвращается в свой родной Colosseum, а в 1996-м - в группу MOUNTAIN, записавшую с ним альбом "A Man's World".

 

Естественно, что все вышеперечисленные "подвиги" экс-хипов будут интересны только истиным меломанам, скурпулезно следящим за всеми предвижениями знаменитых рок-музыкантов. И конечно же, главным образом, эта информация расчитана на искренне преданных поклонников URIAH HEEP, с которыми, к великому сожалению, мне приходится расставаться. Я надеюсь, что обе части моего повествования каким-то образом усилили интерес к музыке URIAH HEEP, которой я лично посвятил 25 лет своей жизни, а также взбудоражили пока еще не проснувшийся интерес у тех людей, для кого эта музыка по разным причинам прошла мимо.

 

Александр Колесников